KLHMENTOS

По явному судим о смутном.

(2) и в Фениксе:

Смутное легко улавливается в явлениях.93

(3) А Гиперид вторит ему: «То, что неявно, надлежит узнавать из знамений и исследования вероятного.»94 (4) Исократ также полагал, что надлежит узнавать о будущем по знакам из прошлого.95 (5) И Андокид не сомневается в том, что «полезно знамения прошлого использовать для познания будущего».96

(6) Феогнид сочинил следующие стихи:

Золото ль, Кирн, серебро ли фальшиво – беда небольшая,

да и сумеет всегда умный подделку узнать.

Если ж душа человека, которого другом зовем мы,

лжива и прячет в груди сердце коварное он, –

самым обманчивым это соделали боги для смертных,

и убеждаться в такой лжи нам всего тяжелей.97

(7) А Еврипид пишет:

О Зевс, о бог, коль ты для злата мог

поддельного открыть приметы людям,

так отчего ж не выжег ты клейма (xarakth\r)

на подлеце, чтобы в глаза бросалось?98

(8) Но и Гиперид говорит, что «ни один из знаков на лице не отражает мысль человека».99

(19, 1) И еще. Стасин сочинил:

Глупец тот, кто, убив отца, детей не тронул.100

(2) Ксенофонт же пишет: «И я, кажется, поступил подобно тому глупцу, который, убив отца, не тронул детей.»101

(3) Софокл в Антигоне пишет:

Но раз в Аиде и отец, и мать,

другого брата не найти мне боле.102

(4) Геродот говорит: «Поскольку у меня нет более ни отца, ни матери, то братьев у меня не будет.»103

(5) Добавим к этому сочиненное Теопомпом:

Слово верное – дважды старики дети.104

(6) О том же пишет и Софокл в Пелее:

Пелея Эакида я одна на склоне лет его оберегаю

сиделкой верною. Ведь правду говорят:

обратно в детство возвратился старец.105

(7) Ритор Антифон говорит: «Кормление стариков во всем подобно кормлению детей»106. (8) Но и философ Платон так же: «Старик, очевидно, во второй раз становится ребенком»107.

(20, 1) Далее. Фукидид сказал: «Одни мы при Марафоне дали отпор», (2) а Демосфен ему вторит: «...ими, кто в одиночку дали отпор при Марафоне»108.

(3) Не стоит пропускать также и следующее. Кратин в Питине сказал:

Приготовленья, вероятно, вам известны.109

(4) Ритор Андокид говорит так: «Приготовления, о справедливые судьи, и стремления наших врагов, – вот практически все, что вы знаете». (5) Подобным же образом и Никий в поручительской речи за Лисия говорит: «Приготовления и устремления противников вы видите, праведные судьи». (6) Но так же и Эсхин: «Приготовления видите, мужи Афиняне, и построение к битве».110 (7) И еще. Демосфен сказал: «О, мужи Афиняне, сколько стараний и сколько притязаний вовлечены в эту борьбу, каждый из вас, я думаю, понимает». (8) Филин же говорит: «Сколько стараний и сколько приготовлений к бою совершены для этой борьбы, ни от кого из вас, я думаю, не ускользнуло.»111