KLHMENTOS
(2) В этой книге мы уже показали, что символический способ рассуждения очень древний, и что он применяется не только нашими пророками, но и большинством древних эллинских писателей, равно как и многими варварами-язычниками. Было бы полезно также коснуться таинств посвященных, однако отложим их рассмотрение до тех пор, пока не дойдем до учений эллинов о первопринципах, и тогда мы покажем, что эти теории и мистерии очень близки. (3) Мы показали, что эллинская мысль освещена той же истиной, что открыта нам в Писании. К этим доказательствам можно добавить еще и другие, если не сказать, еще худшие: сами греческие писатели свидетельствуют друг против друга и раскрывают тем самым свое воровство, ведь, заимствуя друг у друга, они показывают, что они воры и, вопреки их воле, делают явным тот факт, что приписываемые их авторам истины в действительности принадлежат нам. (4) В самом деле, если они не могут удержаться от взаимных заимствований, едва ли от них можно ожидать, чтобы они не украли что-либо и у нас.
Различные философские школы произошли из учения Сократа
(5, 1) Разбирать мнения философов я не намерен, поскольку сами основатели различных школ (ta=« ai(re/sei») в своих произведениях, чтобы не казаться неблагодарными, сами признают, что основные свои положения они позаимствовали у Сократа.
О взаимозаимствованиях среди поэтов
(2) Поэтому я приведу несколько примеров плагиата из произведений наиболее знаменитых и почтенных среди греков, а затем перейду к последующему.
(3) Орфей сочинил такую строку:
Что может мерзостней женщины быть и собачней?6
(4) Гомер же выразился так:
Кого найдешь бесстыдней жены и собачней7.
(5) Мусей написал:
Сколь же уменье всегда лучше, чем сила бывает8.
(6) У Гомера же сказано:
Плотник тебя превосходит искусством своим, а не силой9.
(7) И еще у Мусея:
Точно так же и листья растит хлебодарная почва:
Вянут на ясенях листья одни, прозябают другие.
Так и род человеков, и племя людское кружится10.
(8) Гомер перефразирует это так:
Ветер одни по земле развевает, другие дубрава,
Вновь расцветая, рождает, и с новой весной нарастают.
Так человеки: одни нарождаются, те погибают11.
(9) И еще. Гомер сказал:
Радостный крик поднимать неприлично при виде убитых12.
(10) Архилох и Кратин вторят ему. Первый:
Неблагородно смеяться при виде павшего мужа13.
(11) Кратин же в Лаконе пишет: