Андрей Вячеславович Кураев
* Карма и покаяние
* «Диагностика кармы» и диагностика совести
* Том второй. Христианство без оккультизма
o Есть ли идея переселения душ в христианстве?
* Страдание и реинкарнация
* Эзотерика как укрытие от реальности
* «Реинкарнационные места» в священном писании
* Ориген: анафематствованный мученик
* Раннехристианская традиция о переселении душ
* Пятый вселенский собор и «отмена» им учения о переселении душ
o Рерихи против Евангелия
* Человек и змей
* Таинство искупления
* Иисус есть Христос
* Эзотерика в раннем христианстве
o Церковь против Рерихов
* «Невежды» о теософии
* Основные расхождения между христианством и «живой этикой»
* Выводы
* Из определения архиерейского собора русской православной церкви
* Есть ли этикет в «живой этике»?
* Что значит отлучение от церкви?
* Сноски
Том первый. Религия без Бога
От автора
Сначала я хотел бы обратиться к тем, кому Рерихи не интересны.
Эта книга написана на тему «теософия и христианство». Это означает, что в ней речь идет не только о теософии, но и о христианстве. Из оглавления достаточно ясно видны главы, в которых можно ожидать изложение христианского мировоззрения.
Кроме того, тем людям, у кого нет сомнения в том, что оккультное учение Рерихов носит религиозный характер, я бы советовал пропустить первую часть и начать читать книгу с шестой главы. Именно со второй части начинается собственно философское сопоставление христианства и оккультизма – а, значит, речь уже пойдет не только о Рерихах, но и о том, что бесконечно важнее их «Агни Йоги»: о христианстве и том, чем отличается христианство от язычества.
Мне самому изучение оккультизма помогло лучше понять христианство. Нет, я не шел столь обычным сегодня путем от йоги к Евангелию, от оккультизма к Церкви. Уже будучи священнослужителем Православной Церкви, я впервые раскрыл оккультные книги. И очень многое в Писании и в богословии, в церковной истории и в церковной практике стало для меня яснее.
Вообще многое в самом христианстве становится яснее, если сопоставлять его с оккультизмом. Дело в том, что теософия в некотором смысле – природный враг христианства. Как, например, волк является естественным врагом зайца. Никак не понять смысл неуклюжего черепашьего панциря, если не знать о ее природных врагах. Если у черепах толстый панцирь – значит, у кого-то слишком острые зубки. Если у христианства толстый панцирь догматов – значит, было от чьих зубов защищаться.
Новозаветные книги явно полемичны. И как любые полемические сочинения, их нельзя вполне понять, если не знать, какие идеи и доводы выдвигали оппоненты, на какие положения церковной веры они нападали.