Враг идет окольными путями, все свои силы направляя именно на разрушение истинной Церкви Божией путем отделения христианства от Церкви. Он-то знает, что без Церкви люди все равно дойдут до безбожия, потеряют спасение, и смерть земная родит вечные муки.
Посмотрим с вами, дорогие мои, на нынешнее состояние Церкви и на духовное состояние людей нашего времени. Оценим нынешний день и скажем себе, спасается ли мир, или погибель готова ему? В Церкви ли мы Божией истинной, или дух лестчий [8] и в нас имеет свою часть? Ведь смотрите, какое половодье настигло мир ныне. “Церковь” — одна, другая, третья — со счета можно сбиться. И все истинные, и каждая из них объявляет себя истинной.
Но как же? Ведь двух истин не бывает. И Христос свидетельствовал о Себе: “Я есть путь, и истина, и жизнь” (Ин.14:6).
Но в какой же Церкви Христос? Или разделился Он? Какую Церковь предпочел Он теперь? Да никакую! Он создал ее однажды единую и нераздельную во дни Своего земного странствия, создал на все времена до скончания века (мира). И в ней одной Он пребывает, живый и действуяй. И другой Церкви не быть.
Так которая же она?
Други наши, эта единственная Церковь та, что чисто неповрежденным хранит христианское учение. Человек — плохой хранитель. Верен и неизменен только Бог, и только Он в бурном житейском море веками может хранить истину неизменной. И только наша Церковь, право славящая Правду и Истину, всеми в мире — и христианскими, и иными исповеданиями — все же называется Православной. Сами враги Церкви, скрежещущие на нее зубами и тщащиеся ее уничтожить, тоже свидетельствуют о ней, именуя ее Церковью Православной.
Вспомните, как Пилат, осудивший Христа, свидетельствует о Нем истину, что Он есть Царь Иудейский; и первосвященник, возглавляющий преступный синедрион, пророчествует истины Божии: “...лучше одному человеку умереть за народ” (Ин.18:14).
И так всегда и во всем. Истину похоронить нельзя. Бог хранит ее и свидетельствует миру даже устами противников истины.
Апостольское преемство, хранящееся Святым Духом в Церкви, являющее преемственную благодать и силу Божию в Таинствах Церкви,— еще один вернейший признак истинности нашей Церкви. Все это апостолы получили от Христа и возложением своих рук передали ученикам. И все до сих дней едины. В Православной Церкви видим мы ныне исполнение слов первосященнической молитвы Христа: “Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...” (Ин.17:21).
И последним, самым понятным для нас признаком истинности нашей Святой Православной Соборной и Апостольской Церкви являются ее страдания. Они дарованы Церкви Христом, они заповеданы Им ей: “Последующий Мне да отвергается себя, да возьмет крест свой и по Мне грядет” (ср.:Мф.16:24).
Отвергается человек земных благ и примет биения, заушения, насмешки и заплевания, примет гонения не на один только день, но сколько даст Господь — и он Божий.
Отвергается недолговечного человеческого мудрования, примет соборный разум Церкви и станет он ум Бога зряй — тогда сами собой отвергнутся, не смогут даже и подступить к нему ереси. И Божественная любовь сохранит от раскола — и он — Божий несомненно.
И еще один очень важный вопрос, дорогие мои, чадца Божии. Может быть, затруднительно разобраться человеку — какая же Церковь истинная? Не хватает ни знаний, ни смысла, ни веры подчас.
Что есть истина, где она, в чем? Как узреть ее, если теперь в мире, как на птичьем базаре, все кричат свое,— кто громче, кто заманчивей? Трудно человеку, но не диаволу. Он враг истины, он безошибочно знает ее всегда, находит и неотступно преследует. Посмотрите, какая Церковь может сравниться в этом с Церковью Православной?!