А последнюю, самую значительную победу одержал великий вселенский святитель и учитель Церкви в 381 году на Втором Вселенском Соборе, который проходил под председательством самого святителя Григория. На этом Соборе правда Божия восторжествовала окончательно: Церковь получила незыблемый до скончания века Символ Веры — залог нашего спасения. Именно на Втором Вселенском Соборе Духом Святым через святых отцов был восполнен составленный в Никее и окончательно определен Символ Веры нашей. А святителя Григория этот Собор утвердил Патриархом Константинопольским.
Но любителю пустыни именно тогда Бог судил вернуться в пустыню. Для мира церковного, предотвращая возникшие на Соборе разногласия по поводу избрания его Патриархом, святитель сам пожелал скрыться в уединение, которое любил смолоду, которого и сейчас желала душа его.
За понесенные труды святитель Григорий просил Собор отпустить его на покой. В прощальном слове он подвел итог трудам своим во славу Божию. Святитель говорил:
“Прости, “Анастасия,” получившая от благочестия наименование, ибо ты воскресила нам учение, дотоле презираемое!
Прости, место общей победы над ересью, Константинополь, в котором водрузили мы скинию (Православную Церковь), сорок лет носимую и странствующую в пустыне!
Прости, великий и славный храм, получивший настоящее величие от Слова, храм через меня сделался Иерусалимом!
Прости, кафедра — эта завидная и опасная высота.
Прости, собор архиереев, почтенных сановитостью и летами.
Простите мне, служащие Богу при священной трапезе!
Простите, страннолюбивые и христолюбивые домы, помощники моей немощи!
Простите, любители моих слов, простите и парадные стечения...
Простите, Восток и Запад!
За вас и от вас терпим мы нападения: свидетель сему Тот, Кто примирил нас. А сверх того и паче всего воскликну:
Простите, Ангелы, хранители и моего здесь пребывания и отшествия отсюда.
Прости мне, Троица, мое помышление и укрепление.
Чада, сохраните предание.”
После сего великий святитель и учитель Церкви удалился в пустыню. Не оставляя пустыни в последние два года жизни, архиерей Божий, ревностный к истине Христовой, утверждал Православие своими письмами и стихами. Умер святитель в возрасте шестидесяти двух лет. По смерти святителя Григория Церковь усвоила ему имя Богослова, таинника Божия, как светлому служителю Святой Троицы.
А вот его предсмертное стихотворение:
“Последний подвиг жизни близок; худое плавание окончено: уж вижу казнь за ненавистный грех, и вижу мрачный тартар, пламень огненный, глубокую ночь, позор обличенных дел, которые теперь сокрыты. Но умилосердись, Блаженный, и даруй мне хотя вечер добрый, взирая милостиво на остаток жизни моей!
Много страдал я, и мысль моя объемлется страхом; не начали ли уже преследовать меня страшные весы правосудия Твоего, Царь? Пусть сам я понесу свой жребий, переселившись отсюда и охотно уступив снедающим сердце напастям, но вам, которые будут жить после меня, даю заповедь: нет пользы в настоящей жизни, потому что жизнь эта имеет конец.”
Неисповедимы судьбы Божии. “Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом,” — говорит Писание (Притч. 19:21). Пример жизни святителя подтверждает истинность этих слов, и пример его для нас поразителен.