Моисей видел в Ней “Неопалимую Купину.” Пророк Иезекииль назвал Ее “Дверью Господней.” Пророк Даниил наименовал “Горой Несекомой, от Неяже иссечется Краугольный Камень, Имже живет, движется и спасается от греховной погибели весь мир.” Пророк Давид воспевал Царицу неба и земли, предстоящую одесную Престола Славы. Пророк Исаия за 700 лет до Рождества Христова провозвестил ту истину, которая была предопределена в Совете Божием для спасения рода людского от рабства греху и от осуждения на вечную смерть: “Се Дева во чреве приимет...” — то есть предрек, что из девической утробы воссияет всем людям Солнце Правды.
Таким образом, явление в мир Чистейшей Девы, способной стать Матерью Божией, предопределенное в Совете Божием, тысячелетиями было ожидаемо людьми.
Когда же приблизилось время нашего спасения, явилась в свет Пресвятая Дева.
Обещанная Своими благочестивыми родителями на служение Богу, Она по Преданию Церкви еще трехлетним младенцем с духовной устремленностью, самостоятельно поднялась от нижней ступени до верхней — к храму, где осталась жить — и достигла величайшей святости. Сама став живым Храмом, вместившим Невместимого Бога, и послужила делу спасения человеческого рода.
И здесь, в этом событии, други мои, мы видим, как велика была Матерь Божия пред Богом уже в младенческом возрасте.
Родители Ее, бывшие до преклонного возраста неплодными, обещали посвятить Богу свое Дитя. И вот приводят они свое трехлетнее Чадо в храм в дар Богу.
Не принимал ранее первосвященник от Иоакима жертвы Богу за его неплодство.
Но приведенный ныне Дар Богу тот же первосвященник принимает из рук того же Иоакима и по внушению Духа Святого вводит в самое священное место храма — во Святая Святых.
И этим самым возвещена радость всей вселенной, так как родилась Та, через Которую воссияет затем “Солнце Правды Христос Бог наш.”
Проследим земную жизнь Богоматери.
Сначала — приуготовление Ее к раскрытию на земле этой великой и страшной тайны, а затем — служение Ее Божественному Сыну и вместе с Ним человеческому роду.
В день Рождества Богородицы началось исполнение ветхозаветных чаяний. Родилась плотию Та, Которая должна была даровать Свою пречистую плоть грядущему в мир Сыну Божию.
Неизреченным Промыслом Божиим в Ней соединилось все лучшее и прекраснейшее, что было свойственно человеческому существу. До Нее никогда не было и не будет после другой, сияющей такою неизреченною красотой.
С самого детства Она как бы носила в Себе всю возможность человеческого спасения, все неисчерпаемое богатство благодати, имевшей излиться на человечество.