И в славном Успении Ее опять проявилось глубокое Ее смирение. Получив от Архангела Гавриила известие, что через три дня последует Ее Успение, Она просила, чтобы Ее скромно похоронили в Гефсимании, рядом с родными могилами, считая Себя просто рабой Господней, не желая и в погребении отличаться от простых людей.

И из Святого Евангелия, и из Предания мы узнаем, что Родившая миру Спасителя есть высочайшее и прекраснейшее из всех человеческих существ. Кроткое смирение, простота, твердость отличают “Благословенную в женах.”

Ее часто постигают жизненные трудности, заботы и тревоги, но Она переносит все с молчаливым терпением и преданностью воле Божией. Ее служение миру и Господу — это служение скорби и самоотречения.

Симеон Богоприимец предсказал, что оружие пройдет и Ее душу — и Она в течение многих лет безропотно несла крест этого страдания.

И только начало и самый конец Ее служения Богу и людям были светлыми и радостными.

Смирение Божией Матери помогло развиться в Ней целому сонму других добродетелей, и среди них: полная преданность Богу Своею волею и послушание Богу, именно то послушание веры, которое, действительно, вводит в человека силу и жизнь Христову; сосредоточенность и молчаливость; богомыслие; чтение Священного Писания и пост.

По слову Иоанна Златоуста, Матерь Божия — Первая Преемница Божественных даров и Первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи Божией у Господа и милости у Нее в своих нуждах и обстояниях, ведь Она ближе всех к Престолу Божию как Мать Сына Божия по плоти.

Если не все мы и не всегда видим эти милости Богоматери, не всегда ощущаем Ее заботу, любовь и милость к нам, то это только потому, что по грехам своим мы повредили свое духовное зрение, притупили свой духовный слух, что вера наша не горяча в нас, что прошения наши идут не из чистого сердца.

Матерь Божия ждет от нас, что мы, духовно рожденные в ограде Святой Церкви, крещенные во имя Святой Живоначальной Троицы, питающиеся с младенческих лет Святыми Таинами Христовыми, будем верными и достойными детьми Ее Божественного Сына, что мы ищем вечное, светлое Небесное Царство, где Она предстоит Престолу Божию. Мы Ее просим и веруем в Ее материнскую помощь, говоря из глубины нашего верующего сердца: “Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице...”

И Она, как Радость скорбящих, как Раздаятельница даров Божественной милости, как наша Небесная Мать, все передаст Своему Божественному Сыну.

Христианский мир славит и преклоняется пред Непорочною и Пречистою.

Неизреченное величие Ее не выразить словами. Но, венчанная высшею славою после Своего Успения, Она не только не отдалилась, а сделалась самой близкой к людям. Не видим мы Матери Божией своими телесными очами, но тем не менее мы можем ощущать Ее близость к нам в наших храмах.

Всякий молящийся и с усердием взывающий к Пресвятой Деве не может не ощущать в своем сердце теплоту и радость от этой близости к себе нашей Заступницы и Молитвенницы. И это потому, что Матерь Божия всегда присутствует в тех храмах, где возносятся Ей горячие молитвы.

Спешим мы в скорбях своих и нуждах к Матери Божией, потому что твердо знаем, что с одинаковой материнской любовью слышит Она и целомудренного, и кающегося грешника... И для отчаявшихся в жизни Она невозбранное пристанище.