С благоговением постараемся представить себе, что там происходит. Обратим прежде всего свой взор на крест посредине. На нем распят Спаситель мира. По правую и по левую стороны распяты два разбойника. Толпа злорадствует и хулит именно Того, Кто распят на среднем кресте. На разбойников никто не обращает внимания...
У подножия Креста воины, только что пригвоздившие ко Кресту невинного, делят между собой Его одежду — это их право. Сердца их настолько очерствели, что они, только что пробив тело живого человека гвоздями и причинив этим физическую боль, уже забыли об этом. Они заняты теперь тем, чтобы получить свою долю из одежды, и одновременно вместе с толпой глумятся над Распятым. И вот это-то поведение людей, среди которых Он творил великие чудеса, причиняют Спасителю душевные страдания, гораздо большие, чем страдания физические.
Ради спасения людей в последние дни Своей жизни Он доходит до крайних глубин уничижения. Оплеванный, израненный, поруганный, Он висит, умирая, на Кресте. А толпа издевательски кричит: если Ты Сын Божий, сойди со Креста!..
Как мы знаем, Господь безмолвствовал, будто и не слышал всех этих издевательских слов... На самом же деле Его любвеобильное сердце невыносимо страдало от человеческой жестокости, которая ведет людей к их вечной погибели. Он глубоко скорбит о погибающем во зле человечестве и только молится за Своих распинателей.
Увидев варварское злодеяние, совершенное ими, представив себе всю огромность их вины и всю глубину последствий, которые они навлекли на себя, Он не мог более молчать и открыл Свои Божественные уста для молитвы. Но не за себя, не о Своих собственных муках молит Он. Хотя они так тяжки, что трудно представить себе, как можно их перенести. И все же молится Он не о Себе. Он возводит Свой молитвенный взор горе, к Богу, и просит Его о помиловании тех, которые так безжалостно мучили Его.
“Отче! Отпусти им: не ведят бо, что творят!”
Вот, возлюбленные други мои, первое слово Божественного Страдальца, произнесенное Им со Креста.
Чем вызваны именно эти слова, произнесенные Спасителем?.. Вызваны они непостижимым для нашего ума человеколюбием Божиим. Он во время Своей проповеди так много сделал добра людям, стремясь спасти их, вернуть к Богу, от Которого они отступили. Сожалел о их душевной слепоте. И вот здесь, в этот страшный для Него самого момент, Он не думает о Себе, а только жалеет людей. И, так как они сами-то не обращаются к раскаянию, просит за них Своего Небесного Отца. Просит простить их, ибо они “не ведают, что творят”... Простить то злодеяние, которое они сейчас совершают!
Скажите, други мои, кто из нас способен на такое?!
О бездна неизреченной любви и милосердия Божия!
Второе слово нашего Господа, произнесенное Им со Креста, — это царское изъявление милости раскаявшемуся грешнику.
С изумлением слушаем мы разбойника, обратившегося с просьбой к распятому, как и он, на соседнем кресте, в Котором он познал Бога.
Среди злобных криков толпы, хулившей Христа, вдруг раздается его голос. Он смело исповедует в Нем Бога: “Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!” — говорит он. Своим Господом и Царем называет он Того, Кто в данный момент разделяет участь злодеев, распятых на крестах.
Удивляет нас и ответ Христа: “Аминь!” То есть: “истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.”