Для стяжания же духовного разума нужно прежде всего послушание разуму Вселенской Православной Церкви. “Не преставай,— говорит преподобный Ефрем Сирин, — испытывать Божественные Писания, не преставай вопрошать Матерь свою — Церковь.” Свет Христова учения, свет Его любви просвещает всякого человека в мире. И любовь — это та проба, по которой проверяется — слепы мы или зрячи, больны или здоровы?
Вспомним слова Спасителя: “...если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас” (Ин.9:41).
Порождает духовную слепоту грех, и духовная слепота укореняет человека во грехе. И ожесточается сердце человеческое, и грубеет. И слухом слышит, и глазами видит, но не внемлет ни тому, ни другому. И грех ожесточения, упорства против истины и противление ей делают человека участником бесплодных дел тьмы. И слабеет голос сердца, и холодный рассудочный гордый ум попирает христианскую любовь. И ослеп человек окончательно. И отступает Бог.
Так совершается над упорным “умником” суд Божий. “...Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня” (Рим.11:8).
И вот ныне, как всегда, ставит перед нами Евангелие этого дня вопросы: а кто же мы? здравы мы или больны? зрячи мы или слепы? в Боге мы или дух мира сего увел нас от Него в страну далече?
Проверяется наша преданность Христу и Его заветам во вся дни жизни нашей — и во дни внешнего благополучия, а чаще во дни гонений и испытаний. Надо нам с вами знать спасительную азбуку наизусть, чтобы и себе, и другим давать отчет, а когда нужно, и ответ — с уверенностью в истине и без смущения.
Святая Православная Церковь — столп и утверждение истины! Сейчас же определенные силы пытаются поколебать эту твердыню, видя в ней последнее препятствие для своих разрушительных планов. Они вторгаются в нее, шельмуют ее священноначалие, внося дух недоверия, раздора и разделения. То, что не могло сделать в свое время воинствующее богоборчество, делают теперь именующие себя хранителями веры и канонов.
Посмотрим внимательно, что заповедал Христос и к чему призывают новоявленные ревнители.
Расколы противны единству во Христе. А на месте, освященном многомученической кровью православных за веру, воздвигают новые престолы, как, например, автокефальная украинская церковь, или раскольническая группа в Суздале. Ересь Богородичного центра тоже заявляет свои права на владение истиной.
Но “разве разделился Христос” (1Кор.1:13)? “Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений...” (1 Кор. 1:10).
Где та всепрощающая, сострадательная любовь, к которой призваны последователи Христа? Где дух первоначальной Церкви, когда “у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа” (Деян. 4:32). Где дух Христов, призывающий с тяжелейшего креста страданий простить не только тем, кто заблуждался, но и самим врагам?
Вот она проверка —- Христовы ли мы, истинные ли мы христиане, не восхитила ли нас мирская сила, и сила отмщения, и сила борьбы без Бога.
В 1920 году, когда льется кровь мучеников и в терновом венце поднимается Русская Церковь на свою Голгофу, кроткий и верный Святейший Патриарх ее Тихон зовет оставшихся в живых чад Церкви — не гневаться, не приходить в отчаяние, но без страха нести свой крест, любовью и покаянием обороняясь от гонителей.
И тот, в чьей святости ныне никто не сомневается и чьего предстательства пред Богом просим мы теперь, говорит: “Пусть слабостью кажется эта святая незлобивость Церкви, эти призывы к терпеливому перенесению антихристианской вражды и злобы... Мы умоляем вас всех не отходить от этой единственно спасительной настроенности христианина — не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом.” “Трудная, но высокая задача христианина — сохранить в себе великое счастье незлобия и любви.”