И еще слова святого Патриарха в то сокрушающее все живое время: “Умереть нынче немудрено. Нынче труднее научиться, как жить.” Русский народ и Русская Православная Церковь учатся. Учатся и по сей день, жертвуя многим, чтобы сохранить главное — Церковь, без чего нельзя жить.
Сотни мучеников воссияли в Церкви. И каждый отдельно, принося себя в кровавую или более тяжелую, бескровную нравственную жертву, были все соединены нераздельно духом, верою и любовью, следуя желаниям и намерениям Господа: “да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они [христиане] да будут в Нас Едино...” (Ин.17:21). Такова молитва Христа о всех верных Ему.
И вот через семьдесят лет новый вид мученичества должна принять на себя Святая наша Православная Церковь.
Помнить надо всем нам, други мои, и другим колеблющимся внушать учение святых отцов: “Вне Церкви можно иметь все, только не спасение. Вне Церкви можно иметь духовный сан, таинства, аллилуйя. И литургию, Евангелие, веру, проповедь во имя Триединого Бога, но спасение можно обрести только в Кафолической Церкви.”
И пусть не напрасно [7] для всех нас звучат слова с церковного амвона: “Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них” (Рим.16:17). Бог — Судия всем, умышленно или по недомыслию вступившим на путь богоборчества.
Нам же с вами нужно жить и молиться так, чтобы подвиг наш ради Христа в нынешние лукавые дни передать в наследие и научение грядущим поколениям как лучший завет и благословение. Только на камени сем — врачевании зла добром — созиждется нерушимое величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле.
Таково завещание нам Святейшего Патриарха — мученика и исповедника Тихона. “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин.13:35). Вот то главное, что мы должны сохранить с вами в любых обстоятельствах. Вот мера нашего духовного зрения.
Вот все, что хотелось мне сказать вам, дорогие мои, сегодня. Боль сердца говорит сегодня моими устами. Я жил долго, я видел историю Церкви, за которую судят ее сегодня, своими глазами. Я видел и знал ее иерархов, я вырос у их ног. И я не могу забыть основ, которые закладывали они в нас и как жили они сами.
А суд Божий идет по земле. Иной суд человеческий, и иной суд Божий. Дай Бог нам с вами не оказаться духовно слепыми и не уклоняться от истины во Христе. События церковной жизни, события жизни нашей страны настоящего времени и недалекого прошлого да узрим мы духовным зрением. И увидим многочисленные примеры того, как рушились человеческие расчеты, как бессильны пред Промыслом Божиим оказывались и многолетняя мудрость, и опытность, и ученость, и даже духовность, воспринимаемые по-человечески. Да, в настоящие лукавые дни, разметав человеческое, многое потрясается до основания. Сокрушается мирское мудрование, и становится ясным, что грядет суд Божий, отвергается человеческое и дается Божие. И вера наша, и задача наша теперь одна — неизменно пребывать на пути Божественного Промысла, отдаться ему безраздельно, без рассуждения. “Ей, гряди Господи Иисусе, гряди благодатью Духа Твоего Святого, чтобы в немощи нашей и через нее совершались судьбы Твои.” Аминь.
Вознесение.
Мы с вами, возлюбленные други мои, находимся еще в переживаниях величайшего события преславного Воскресения Христова.
Еще только вчера, в последний раз в этом году, мы слышали и произносили своими устами слова торжественных пасхальных песнопений. А сегодня мы уже празднуем торжественное событие, имеющее огромное значение для нашей христианской Церкви, для всего человеческого рода. Сегодня Церковь напоминает нам о Вознесении на Небо Господа нашего Иисуса Христа.
“Возшед на небеса отонудуже и сошел еси...” — поет сегодня Святая Церковь, подчеркивая этим величие нашего Спасителя и Господа. Он был от начала на небесах и сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий. Сошел Он на землю по любви к нам. И, завершив великое Свое земное служение, Он опять возвращается к Своему Отцу — туда, где пребывал и раньше.