Andrey Vyacheslavovich Kuraev

И вот этот бывший христианин окончил свой земной путь. На Страшном Суде этот человек, последние годы своей жизни проведший в экстазе богоборчества, может ли быть оправдан?

Как видим, вопрос о “печатях” и о компьютерной психологии вводит нас в самые глубины церковных размышлений о человеке и о его свободе.

В богословии при высказывании некоего суждения принято проследить, как его принятие отзовется во всех уголках православного вероучения. Не вызовет ли этот тезис разрушительных последствий в какой-нибудь – пусть даже совершенно удаленной – области устоявшихся церковных преданий.

Мне кажется, что представление о том, будто “чип” (это компьютерное изделие, якобы позволяющее руководить поведением человека) есть “печать антихриста”, является не только не традиционным, но и потенциально еретическим. Принятие этого допущения потребует пересмотра всего традиционного православного учения о человеке. Мне такая работа совершенно не по душе – и именно поэтому я предпочитаю выступать против попыток “материализовать мистику”535.

Новые “материалисты” полны энтузиазма. Но ведь не только для энтузиазма есть место в церковной жизни. Должно быть место и для спокойного рассуждения.

А едва мы вспоминаем о существовании такой добродетели, как рассудительность, как начинаем понимать, что нет никакой логики в суждении, будто “идентификация лишает человека богодарованной свободы”536.

Архимандрит Тит задает вопрос, который кажется ему риторическим: “Кто может твердо сказать, что не отступит от него благодать Божия, когда он дерзко примет идентификационный код?”537

Но ведь похожий вопрос можно задать и самому отцу Титу: На каком основании Вы беретесь за Бога решать – отнимет ли Он Свою благодать (которая все-таки не тождественна благословению батюшки Тита) у такого человека, принявшего код, или нет?

Не много ли берет на себя такой совопросник? В каком кармане у него лежит “харизмометр”, позволяющий сопоставлять благодатность людей, еще не зарегистрировавшихся по новым правилам, и тех, кто прошел такую регистрацию? Если свобода человека есть Бого-дарованная реальность, то никакой компьютер ее и не отнимет.

Вообще борцы против ИНН демонстрируют невероятную прозорливость: им известно не только что за компьютеры стоят в Брюсселе538 или Страсбурге, им ведомо все, что происходит в душах людей. Это апостол Павел недоумевал – «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор. 2,11), то иннэнисты доподлинно знают, «что в человеке». Для них «Факт налицо: принимая «номер», человек попадает в духовный плен (степень этого пленения вряд ли кому-то точно известна)»539. Откуда им это известно? Ни за что не догадаетесь! – Уликой для них является то, что прихожане, принявшие ИНН, сохранили обычный благочестивый уклад жизни! «- Те, кто принял этот номер, уже, можно сказать, подпали под влияние антихриста. - Вы как пастырь замечали изменения в личности тех людей, кто принял идентификационный номер? - Замечал. Психология от этого меняется. Человек, подпадает под «защиту беса», если так можно сказать. Что это такое, постараюсь объяснить. У верующих православных людей искушений много: один выпивает, другой блудит... А посмотрите на какого-нибудь представителя тоталитарной секты: не пьет, не курит, хороший семьянин... Почему? Ведь все, вроде бы, должно быть наоборот. 0дна девушка мне говорила: когда я ходила в православный храм, я красилась. Теперь я к сектантам хожу и не крашусь. Даже желания такого нет. А когда была православной, хотелось краситься.... Я ей объясняю; пойми, когда ты ходила к нам в храм враг тебя искушал. А теперь ты под его «защитой», но это временно. Он тебя пока как бы не искушает; чтобы душу погубить... Так и здесь. Кто принял номер, внешне, быть может, кажутся как бы нравственней. Но это лишь потому, что произошло пленение их душ»540.

Известна иннэнистам и тайна Божия действия: где благодать Божия растет, где сохраняется, а где она убывает… Будущее открыто им: «За то что Россия в массе своей примет номера, на нее падут скорби. Благость Божия частично отнимется…»541. Они даже могут читать апокалиптическую «Книгу Жизни»: «Подписываясь добровольно за принятие «номера» вместо имени, человек сам, добровольно вычеркивает себя из Книги Жизни"542.

И даже подробности адского быта знаемы ими: «Номера есть только в аду…»543.

И еще одно «знание», которому не учат в семинариях, есть у «посвященных» в тайны глобализации. Им известно, что имя определяет судьбу. Да, в магии есть такое представление. Но в церковном учении ничего подобного нет. Мое имя дано мне родителями навсегда. И какой же свободы оно меня лишило? А разве лишило редакцию «Русского вестника» свободы или имени принятие ею ИНН? Точно также и человеческая свобода нисколько не убывает, если кто-то для себя помечает его кличкой или числом. И Бог не отбирает Свой дар, дар Богодарованной свободы от того, на кого навесили бирку с номером. Ну не боится Бог чисел и штрих-кодов! В отличие от некоторых наших бабушек и монахов Бог не пуглив. Не уходит Он из души человеческой, если в карман человека легла бумажка с цифровым набором.

Если человек призывает Духа: “Прииди и вселися в ны”, – то неужто Дух, дышащий, где хочет, остановится перед бумажкой с ИНН как перед непреодолимой преградой?