Andrey Vyacheslavovich Kuraev

***

Вывод Синодальной Богословской Комиссии: «Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения».

«В связи с данной проблемой Священный Синод целиком подтвердил позицию церковного Священноначалия, выраженную в Заявлении Священного Синода от 7 марта 2000 года, в Итоговом документе расширенного пленарного заседания Синодальной богословской комиссии, состоявшегося 19-20 февраля 2001 года, который был позднее одобрен Священным Синодом, и в Послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 4 марта 2001 года. Основываясь на этих документах, Священный Синод еще раз напомнил церковной Полноте, что технологическое действие не может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Обратное утверждение является суеверием, противоречащим церковному Преданию и святоотеческому учению, ибо "печать зверя" ставится на тех, кто сознательно уверует в антихриста "единственно ради ложных его чудес" (святитель Иоанн Златоуст). Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры» (Определение Синода Русской Православной Церкви от 26-27 декабря 2001 г.)..

14. КОГДА БОРЬБА ПРОТИВ ИНН СТАНОВИТСЯ ГРЕХОВНОЙ?

- Когда она переступает меру.

Так, духовник, уверенный в том, что он высмотрел “печать антихриста”, и повелевающий своим духовным чадам жить по чрезвычайному режиму “последних времен”, берет на себя дерзновение и ответственность тоже чрезвычайные. Ведь он будет нести ответственность и за ложные пророчества, и за порушенные человеческие судьбы. Если человек, отказавшийся сейчас по благословению своего духовника принимать пенсию по “коду”, умрет с голода, Богом он, надеюсь, будет принят как исповедник. Но с его духовника спрос на Божием Суде будет уже двойной601.

Этот Суд, в частности, обличит ту нравственную нечистоплотность, которая наличествует в этой ситуации. Ведь на голодную смерть прихожанин был благословлен священником, который сам отнюдь не рискует умереть с голода из-за непринятия кода. Священник-то не от государства получает свое содержание. Пожертвования людей обеспечат ему сносный уровень жизни. И вот человек, который в общем-то знает (или догадывается) о своей собственной безопасности, других подставляет под смертельно опасный удар. Нравственно ли это? Благословляешь других голодать? Начни голодать для начала сам! Лишаешь старика пенсии? Что ж, последуй слову епископа Криворожского Ефрема, который священникам, призывающим к отказу от принятия кодов, советует брать на свое содержание духовных чад, последовавших их словам, и самим кормить их и их семьи.

В июне 2000 г. я приехал к прот. Василию Ермакову, настоятелю храма на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге (80-летний старец, близкий к отцу Иоанну Крестьянкину из Печерского монастыря). И стал свидетелем такой сценки: к о. Василию подошла встревоженная женщина: «Батюшка! Я приехала к Вам с Урала! Нам там на работе налоговый номер какой-то навязывают. Вы скажите, можно его нам брать или нельзя? Что мне делать?». В ответ же она услышала: «Что делать? А ты, милая, возьми, и мне отдай!».

Для меня это и есть формула подлинного пастырства. Это древняя формула исповеди, перенесенная в сегодняшний день (до XVII века священник совершал отпущение грехов со словами: “Грехи твои на вые (шее) моей, чадо!”). Священник не остается на безопасном расстоянии от проблемы мирского человека, не посылает его на крест, сам оставаясь и с “чистыми ризами” (то есть с имиджем ревнителя благочестия) и с прежним местом работы и с прежним уровнем доходов. Духовник не посылает другого человека на тот крест, на который не восходит сам602.

Хорошо, пусть не о чужом, а о своем-то личном будущем думают ли всерьез те пастыри, что «печать антихриста» помещают в настоящие дни? Ведь со временем, по крайней мере, большинство из тех, кто сейчас не прочь посудачить на эту тему, примут «идентификационный номер». И с какой же совестью они после этого будут предстоять Престолу Божию? Одно дело, если согласился на принятие ИНН человек, который не видел никакой мистики в этих кодах. В своей совести он чист. И совсем иное дело, если человек искренне боялся, что это «та самая печать», и остальных запугивал этим, а вот когда нужда «приперла» – все-таки согласился эту «печать» принять. В этом случае он действительно совершил бы деяние вероотступничества. За нынешнее фрондерство и зубоскальство, за нынешнюю тягу к тому, чтобы стяжать имидж «борца за Православие» можно очень дорого заплатить. Ибо вероотступников полагается из Церкви извергать...

А ведь «идентификационные номера» рано или поздно все равно войдут в нашу жизнь. У каждого американца есть карточка социального страхования, и на ней проставлен соответствующий номер, имеющий и свой электронный аналог. И эти карточки есть у всех священнослужителей Русской Зарубежной церкви – граждан США603. И что – готовы ли нынешние борцы против введения аналогичных кодов у нас объявить безблагодатной Зарубежную церковь? Вновь и вновь говорю: за свои слова и призывы надо отвечать.

Пока же ощущение неприкрытой подлости остается от тех изданий, которые одновременно и запугивают людей «номерами» и тут же призывают слать им пожертвования – для чего указывают и своей банковский счет, и свой… ИНН. Причем ласково именуя его – «наш ИНН». «Новые реквизиты редакции "Русский вестник". Обращаем внимание партнеров на изменение банковских реквизитов редакции газеты "Русский вестник"... Наш ИНН 7701045108»604. И в этом же номере – антикодовая статья «ИНН – номер человека». «Русский вестник» своих читатетей учит мечтать о скорейшей смерти («Конечно, душе для ее спасения лучше было бы вовремя отойти к Создателю, пока она еще не успела Ему изменить»)605 – но сам при этом очень даже здравствует и предпочел принять ИНН, но не потерять регистрации (рег. № 012114 Мининформпечати РФ).

Вот еще дивное совмещение требовательности к другим и снисхождения к своим и к себе: «Возродится канавка – возродится Россия. Много чудного говорил батюшка Серафим об этой канавке: “Антихрист не сможет перейти ее! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, а канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то. Нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет!”. Для перечисления на р/с монастыря в Дивееве:… ИНН 5216001711”606. А ведь в том же Дивеевском монастыре паломникам дают весьма однозначный ответ об ИНН: “не брать”. Но это – когда речь идет о чужих судьбах, а не о своих деньгах… Кстати, на той же полосе “Русского Вестника” опубликовано обращение Союза православных братств к Патриарху с призывом отменить ИНН для приходов и монастырей: “Мы не видим принципиальной разности между ИНН физического лица и ИНН юридического лица” (разница, замечу, лишь в том, что ИНН юридического лица состоит из 10 цифр, а физического лица – из 12-ти).