Andrey Vyacheslavovich Kuraev

Почему же дьякон Андрей Кураев так фатально убежден в поражении Света и победе антихриста? Он прямо-таки не видит победоносного финала в Откровении Иоанна и уверен в мрачно-эсхатологическом смысле всего Христианского Учения? Ответ на этот вопрос заключен в одном из главных Законов так ненавистного дьякону оккультизма: “Окружающий мир человека является отражением его же внутреннего мира”.

Итак, Кураев уверен, что данный экзамен, каким является Апокалипсис, – окончательный и безнадежный финал истории человечества.

Если речь идет об “истории человечества”, то да. Однако, человек, хоть и живет в истории, но к истории не сводится. Человек живет во времени, но временем не растворим. Там, за гранью истории, “отрет Бог всякую слезу” (Откр. 21,4). Понимаете: Бог, а не человек! Надежда христианина на то, что невозможное для человеков возможно Богу. Эта надежда должна казаться пустой для пантеистов и человекобогов, которые не знают Бога как Личности, как Любви. Они живут по принципу: “Если не мы, то кто же”. А для христианина есть и иная надежда, кроме надежды на собственные усилия и на самосовершенствование. Бог, из небытия создавший мир, может из нравственного небытия, из ничтожества воссоздавать души покаявшихся людей.

Такое непонимание сути Учения Христа как веры в возможность спасения через бесконечную любовь и благодать Христа при условии верности этике заповедей Божьих – то есть никакого фатализма! – довольно странно для христианского священнослужителя...

Да вся моя книжка именно о том, что люди как раз и перестанут следовать заповедям Божиим, свободно изберут непослушание Богу – поэтому и кончится мир болотом! Впрочем, эта фраза моей критикессы очень характерна: по ней хорошо видна технология оккультных подмен. “Этика заповедей Божиих”? Да ведь в том-то и дело, что заповеди Божии к этике не сводятся. Четыре первые заповеди из десяти – заповеди собственно религиозные, вероучительные, а не этические. Растворение религии в этике – один из способов уничтожения религии. То есть – один из путей к миру безрелигиозному, к миру без Христа.

И еще одна подмена: рериховка вдруг начинает говорить о возможности спасения через благодать Христа. Но как же она забыла слова Елены Рерих: “Никто не может спасти другого. Лишь собственными усилиями подымается дух в сужденные прекрасные миры”? (Письма Елены Рерих, 1932–1955. С. 416). При чем здесь любовь и благодать Христовы, если Рерих предписывает под “благодатью” понимать лишь собственные излучения самого человека: “Благодать вполне реальное вещество высшей психической энергии... Психическая энергия, конечно, проистекает от каждого организма, ее имеющего, но нужно, чтобы получить прямой эффект, собрать и фокусировать ее сознательно” ((Иерархия, 229)? “Психическая энергия есть синтез всех нервных излучений” (Письма Елены Рерих, 1929–1938. Т. 2. С. 273).

Однако Кураев все бьется и бьется в эту открытую дверь: “Когда-то мне не давал покоя вопрос: почему история кончается. Почему – при всех наших грехах – Творец не даст шанса еще одному, незапятнанному, поколению? Потом я увидел: история нужна, пока у человека есть свобода. Когда свобода последнего выбора отнимается – створки истории схлопываются. Движение невозможно” (Сатанизм для интеллегенции... Т. 1. С. 367).

Логика ясна, но логика эта типично сатанинская: известно, что Бог дал человеку свободу воли и дар этот свят. Его не может отобрать даже Сатана и лишь ограничивает, урезает свободу человека пропорционально его греховности. Поэтому-то святые, духовно высокие люди были абсолютно свободны даже в лагерях. И наоборот. Свобода, согласно Д. Андрееву, остается даже в адских магмах. В каком же аду обитает Ваша несчастная душа, дьякон Андрей?! Помоги Вам Бог!

Во всех моих рассуждениях на темы конца истории всегда четко говорится: не сатана и не антихрист магическим образом отнимают у людей свободу, но люди сами выпускают ее из рук. Тут еще один повод отметить, насколько же капризно и бездоказательно рериховское обращение с христианскими текстами. Как легко рериховцы готовы выдумывать факты и насиловать реальность.