Andrey Vyacheslavovich Kuraev

Да вся моя книжка именно о том, что люди как раз и перестанут следовать заповедям Божиим, свободно изберут непослушание Богу – поэтому и кончится мир болотом! Впрочем, эта фраза моей критикессы очень характерна: по ней хорошо видна технология оккультных подмен. “Этика заповедей Божиих”? Да ведь в том-то и дело, что заповеди Божии к этике не сводятся. Четыре первые заповеди из десяти – заповеди собственно религиозные, вероучительные, а не этические. Растворение религии в этике – один из способов уничтожения религии. То есть – один из путей к миру безрелигиозному, к миру без Христа.

И еще одна подмена: рериховка вдруг начинает говорить о возможности спасения через благодать Христа. Но как же она забыла слова Елены Рерих: “Никто не может спасти другого. Лишь собственными усилиями подымается дух в сужденные прекрасные миры”? (Письма Елены Рерих, 1932–1955. С. 416). При чем здесь любовь и благодать Христовы, если Рерих предписывает под “благодатью” понимать лишь собственные излучения самого человека: “Благодать вполне реальное вещество высшей психической энергии... Психическая энергия, конечно, проистекает от каждого организма, ее имеющего, но нужно, чтобы получить прямой эффект, собрать и фокусировать ее сознательно” ((Иерархия, 229)? “Психическая энергия есть синтез всех нервных излучений” (Письма Елены Рерих, 1929–1938. Т. 2. С. 273).

Однако Кураев все бьется и бьется в эту открытую дверь: “Когда-то мне не давал покоя вопрос: почему история кончается. Почему – при всех наших грехах – Творец не даст шанса еще одному, незапятнанному, поколению? Потом я увидел: история нужна, пока у человека есть свобода. Когда свобода последнего выбора отнимается – створки истории схлопываются. Движение невозможно” (Сатанизм для интеллегенции... Т. 1. С. 367).

Логика ясна, но логика эта типично сатанинская: известно, что Бог дал человеку свободу воли и дар этот свят. Его не может отобрать даже Сатана и лишь ограничивает, урезает свободу человека пропорционально его греховности. Поэтому-то святые, духовно высокие люди были абсолютно свободны даже в лагерях. И наоборот. Свобода, согласно Д. Андрееву, остается даже в адских магмах. В каком же аду обитает Ваша несчастная душа, дьякон Андрей?! Помоги Вам Бог!

Во всех моих рассуждениях на темы конца истории всегда четко говорится: не сатана и не антихрист магическим образом отнимают у людей свободу, но люди сами выпускают ее из рук. Тут еще один повод отметить, насколько же капризно и бездоказательно рериховское обращение с христианскими текстами. Как легко рериховцы готовы выдумывать факты и насиловать реальность.

Лучше бы моя критикесса подумала над тем, как согласовать ее фразу о том, что свобода есть дар человеку от Бога (эта мысль является и верной, и традиционно-христианской) с оккультными представлениями о “карме”, безжалостно-автоматической, безличностной и всеобъемлющей. Пусть она вспомнит суждение Е. Рерих: “Не легко человеку принять истину о его зависимости. Ведь ту цепь существований не прервать, не выделить себя, не приостановить течение. Как один поток Вселенная!” ((Беспредельное, 193)). Закон «кармы» можно назвать “слепым в силу его неизменности, непоколебимости, когда он действует космически непреложно. Закон кармы становится разумным в действиях человека с пробужденным разумом” (Письма Елены Рерих, 1929–1938. Т. 2, С. 95). Ученик Е. Рерих А. Клизовский это описывает еще прямее: признав, что “закон кармы, или закон причин и следствий, есть то, что в обычном понимании значится как судьба или рок”, он утешает тем, что “карму” можно изучить и увидеть в ней порядок, к которому можно приспособиться” (Цит. по: “Коррекция Кармы (чистая Карма): Книга вторая / сост. и комм. Н. Ф. Лазаревой СПб.,1995. С. 5). В самом деле, если человек изучил распорядок лагеря и научился жить строго по режиму — вот он уже и свободен, ибо “осознал необходимость”. “Когда дух поймет, как беспрерывно текут проявления жизни, тогда можно указать на непрерывность всех цепей. Цепь мысли, цепь действия, цепь следствий, цепь стремлений, цепь жизней — одна цепь предопределяет другую!” ((Беспредельное, 451)). “Нарушить цепь нельзя, но заменить железные кольца более тонким металлом можно” ((Беспредельное, 48).

Странно, что меня обвиняет в фатализме адепт доктрины, согласно которой “предопределение есть следствие заложенной причины” (Письма Елены Рерих, 1929–1938. Т. 2, С. 46).

Обратимся к более общему вопросу: причине раскола между Церковью и оккультными учениями (Там же. Т. 1. С. 3). В самом начале, в предисловии, автор признается, что после прочтения некоторых оккультных книг “очень многое в Писании и в богословии, в церковной истории и в церковной практике стало для меня яснее”. Но тут же он заявляет, что “теософия в некотором смысле природный враг христианства”. Так может потому и считает Церковь (а не Христианство, заметим!) оккультное (тайное!) учение своим врагом, что оно раскрывает какие-то сокровенные смыслы культа и учения, – которые когда-то Иисус шептал на ухо своим ученикам, в то время как “тем, внешним” (толпе) “все было в притчах”889. А потом, через века, это сокровенное, или оккультное, знание, передаваемое на ухо от учителя ученику890, официальная церковь и вовсе растеряла, забыла, а сохранили его как раз тайные общества эзотерического Христианства – гностики, позже тамплиеры, розенкрейцеры, масоны... И пропасть между ними, избранными и посвященными носителями живого Учения Христа, бережно ими хранимого, – и Церковью, обретшей власть над миром, телами и душами людей вплоть до костра и инквизиции и обросшей забором мертвеющих догматов – все росла.

Все мистики, праведники и святые, по самой сути своей рушившие догматы и пытающиеся взмыть над этим забором, – вынуждены были уйти в затвор, в схиму и так или иначе подвергались гонениям со стороны самой Церкви. “Спросите: “Где же преследуемые?” – по этим знакам идите. Увидите преследуемых первых христиан и буддистов, но когда храмы отвратились от Христа и Будды, тогда преследования прекратились” (Агни Йога. С. 197).

Действительно, они прекратились к III веку, когда Церковь отвергла доктрину перевоплощения и из десятков Евангелий оставила лишь четыре, – тем самым обрубив многие ветви некогда могучего дерева Единого Учения и превратив его в телеграфный столб из догматов и “утвержденной” биографии Христа.