Диакон
Что именно секты хотят слышать о себе, а чего они слышать не желают – хорошо видно из моей дискуссии с г-ном А.Пинским, председателем правления московского центра вальдорфской педагогики.
Чтобы оккультную философию, которую на самом деле представляют «вальдорфцы», легче и нескандальнее было насаждать в российских школах, они очень заботятся о своем имидже как чисто светской организации. Поэтому каждый раз, как в прессе упоминают вальдорфскую педагогику в качестве религиозной доктрины, г.Пинский пишет протест.
Из этих писем видно, что сек татская совесть позволяет своим владельцам использовать любую ложь для конечного торжества своего правого дела.
У меня хранится уже довольно представительная подборка писем г-на Пинского в разные средства массовой информации, позволившие себе сообщить нечто ему неприятное. И каждое письмо кончается напоминанием о «ст. 43, 44». При этом г-н Пинский готов отрицать очевидное и просто общеизвестное.
Например, А.Пинский возмущается: «Непонятно, почему в контексте обсуждения вальдорфских школ у А.Кураева всплыла тема, что Минкультуры учредило эвритмическую Академию. Сообщаю, что Академия эвритмии является независимой от вальдорфского движения организацией, и ее учреждение не имеет ничего общего с «насаждением вальдорфской педагогики».
Речь идет о моем интервью газете «Москвичка»211. В нем я высказал свое недоумение тем, что религиозная доктрина Р.Штейнера получает государственную поддержку и государственное финансирование в России. Я напомнил, что в 1992 г. Министерство культуры России учредило и начало финансировать Академию эвритмического искусства212. Г-н Пинский уверяет, что «ничего общего» с «вальдорфской педагогикой» у эвритмии нет.
Я понимаю, что эта Академия административно не подчиняется г-ну Пинскому. Но отрицание того, что эвритмия есть составная часть вальдорфской педагогики, – это уже прямая ложь. «Эвритмия – это искусство, которого прежде не существовало, и которое было основано Рудольфом Штейнером. Эвритмия – обязательный предмет в любой вальдорфской школе»213. Ф.Карлгрен – современный руководитель международного движения вальдорфской педагогики. Что же это г-н Пинский противоречит своему начальству?
Но главный вопрос не в этом. Вопрос в том, является ли вальдорфская педагогика религиозной доктриной.
А.Пинский, например, пишет, что идейная сторона антропософии «ничего общего» не имеет с движением теософов, и Штейнер никогда не был учеником Е.Блаватской. Но не станет же он отрицать, что первоначально Штейнер вообще полностью сливался с теософским оккультизмом. Или он был генеральным секретарем Германского теософского общества, не разделяя оккультной доктрины теософов? А быть теософом – не означает ли стать учеником основательницы теософского движения Е.Блаватской? Да, Штейнер вышел из теософского общества, когда А.Безант провозгласила Кришнамурти живым Христом-Майтрейей. Но это было рождение частной ереси внутри теософской «церкви». И сама антропософия также не более чем ересь в рамках оккультизма. Вот как характеризует антропософию «ортодоксальная линия» теософии во главе с Е.Рёрих: «И Штейнер к концу жизни сошел с пути Света, и храм его был уничтожен разящим Лучом»214. Ученик Е. Рёрих А.Клизовский поясняет, в чем была главная ошибка Штейнера: «К числу тайных, и, следовательно, более опасных врагов теософии принадлежит антропософия и ее последователи. Хотя ни само учение антропософии, ни ее последователи не выступают открыто против теософии, но в этом и заключается главная опасность и большой вред ее... Западный мир верит в то, что Христос – Единый Сын Единого Бога. Штейнер оставляет во всей силе и это заблуждение»215.
Итак, раздор теософов и антропософов – это всего лишь внутрисемейный скандал. А.Пинский пишет, что «мы не занимаемся теологическими штудиями (в духе гностицизма, манихейства и т.п.)». Это утверждение легко проверяемо. Основные черты гностицизма ясно сформулированы известным востоковедом В.К. Шохиным. 10 основных тезисов оккультного гностицизма, отличающие его от библейского мировоззрения, изложены им в книге «Брахманистская философия»216. «Тайные доктрины» как Е.Блаватской, так и Е.Рёрих и Р.Штейнера подчеркивают свое единомыслие с псевдохристианским гностицизмом начала нашей эры.
Еще один «внутрисемейный скандал» в стане неоязычников – это закрытие вальдорфских школ в нацистской Германии.
К сугубому неудовольствию г-на Пинского Международный христианский семинар «Тоталитарные секты в России (Москва, май 1994), в котором принимали участие представители 14 христианских Церквей из многих стран мира, отметил антихристианский и расистский характер антропософии Р.Штейнера: «Особо мы хотим подчеркнуть антихристианскую, оккультную, антропософскую основу вальдорфской педагогики. Мы выражаем свое крайнее недоумение тем, что эта расистская и антисемитская система, враждебная учению Христа, которая в странах Европы поддерживается только частными и общественными инициативами, встретила государственную поддержку в России. Нам представляются незаконными и некорректными действия Министерства культуры России, учредившего Государственную академию эвритмического искусства, равно как и действия Министерства образования России, директивно поддерживающего антропософию и в государственных школах вводящего преподавание по системе вальдорфской педагогики»217.
Со стороны г-на Пинского, конечно, последовал протест.
Так были ли нацистские нотки в идеологии штейнерианства? Р. Штейнер еще в 1915 году писал о себе как о «пророке миссии германской расы». Эрнст Блох в своей книге «Принцип надежды», вошедшей в классическую библиотеку современной философии, пишет: «Теософия не имеет ничего общего с христианской мистикой... «Солнечный Христос» Штейнера стал для новых язычников и «немецких христиан» богом природы нордического фашизма, позволившим объединить Иисуса с Зигфридом»218.