Диакон

ix Священник Иоанн Охлобыстин в миру – известный актер и режиссер.

Приведен отрывок из интервью о.Иоанна корреспонденту газеты «МК-бульвар». – Ред.27

x В буддизме для погашения потока жизни, действия и причин «требуется интенсивное самоотрицание». 28 Нет ничего – «есть только скандхи, которые остаются на непродолжительное время, и нет ничего кроме них. Исчезновение скандх называют смертью. Бдительный взгляд гасит их. Так гаснет блеск бриллианта, когда стесывают его грани».29 Александра Давид-Ноэль, исследовательница тибетского буддизма, пишет, что именно «здесь мы вплотную подошли к сущности тибетского мистицизма, величайший принцип которого гласит: не надо ничего «создавать», надо «уничтожать созданное».30

xi Телевизионный сериал «Секретные материалы». – Ред.

xii Не все предположения Моуди и его корреспондентов можно признать достаточно взвешенными с точки зрения Православия. Сопоставление того круга опыта, на котором строит свои концепции Моуди, с тем опытом умирания, который фиксирован в православной традиции, см. в книге иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти».

xiii Такая же мертвенная технологичность характерна для проекта Николая Федорова, надеявшегося с помощью «научно-технического прогресса» воскресить предков. Сопоставление федоровской утопии и православия см. в статье священника Георгия Флоровского «Проект мнимого дела»36, также в статье Н. Гаврюшина «Воскрешение чаемое или восхищаемое?»37

xiv Это китаист священник Дионисий Поздняев, индолог священник Виталий Зубков и Н.Р. Лидова, член исполкома Общества культурных связей с Индией.

xv Примеры того и другого приведены в моей книге «Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и Православии»42.

xvi Четвертый том – «Гарри Поттер и кубок огня» был издан так, что в нем оказалось 667 страниц текста. Так вот, на предпоследней странице номер не был проставлен (хотя во всех предыдущих томах этого издания не указывался номер только последней странички). Эту тактичность издателей также стоит отметить. Да, на этой 666-й странице ничего магического и плохого вообще не происходит. Гарри просто отдает свои деньги друзьям.

xvii А. Рудаков, автор статьи в «Русском предпринимателе» увидел пагубность сказок про Гарри Поттера в том, что в них слишком уж ясная граница между добром и злом – и это, мол, на руку американскому империализму с его мифологией «оси зла».44 Да ведь это замечательная и познавательная черта всей вообще детской литературы – ясное различие добра и зла, изначальное и четкое распознавание, где «наши», а где «плохие».

xviii Вот уже «православный» выпад против всякой вообще сказки: «Оккультная практика отразилась в волшебных сказках, которые по природе своей сопряжены с непременным языческим атрибутом – магией. Даже если сказка народная – это еще не является оправданием того антихристианского духа, который в ней зачастую заключен».45

xix Продолжение «о среднем и безразличном»: «Здравие и болезнь, богатство и бедность, слава и бесчестие, поелику обладающих ими не делают добрыми, по природе своей не суть блага; поелику же доставляют жизни нашей некоторое удобство, то прежде поименованные из них предпочтительнее противоположных им и им приписывается некоторое достоинство» (Письмо 228 (236) Амфилохию)49.

xx Например, по правилам Литургию надо служить на красном натуральном вине. Но при святом патриархе Иове московский Собор разрешил для Литургии использовать вишневую настойку59.

xxi А ведь есть такие «педагоги». В одной еврейской школе малышам запрещали читать сказку «Три поросенка» по причине ее некошерности.60 А в некоторых православных листовках говорится, что бесы вселяются в мягкие игрушки (а потому их нельзя давать детям) и что крокодил Гена – «потомок древнего змия»...