Диакон

xxii Об этом забыл автор антипоттеровской статьи в «Русском предпринимателе», полагающий, будто эта сказка появилась на свет по той причине, что «американский агитпроп не в состоянии внятно объяснить соотечественникам, почему они «добрые», а противники гипердержавы олицетворяют собою абсолютное зло»65.

xxiii Кстати, положительные волшебные персонажи Ролинг если и применяют свою магическую силу к обычным людям (не-волшебникам, «маглам»), то лишь для того, чтобы стереть у людей память о случайных прорывах границы между их мирами. В этом отличие их поведения от навязчивого контактерства «инопланетян». Именно «воли к власти» над людьми у положительного большинства соплеменников Поттера нет. Они хотят просто соседства и взаимного невмешательства. Они даже не сердятся и не мстят за костры инквизиции (именно с этой темы начинается третий том сказки – «Гарри Поттер и узник Азкабана»).

xxiv Впрочем, может, подобные повести Иероним не столько принимал сам, сколько проповедовал другим: «В этом сочинении (речь идет именно о Житии преподобного Павла Фивейского – А.К.) для пользы простейших мы много старались об уничтожении словесных украшений. Но не знаю, отчего сосуд, даже наполненный водой, издает все тот же запах, каким был пропитан, пока не был в употреблении»67.

xxv Ради причисления Ролинг к сатанистам была придумана байка о ее якобы сатанистском и богохульном интервью лондонской газете. Разоблачение этой выдумки, оказавшейся популярной на православных интернет-форумах, см. в Интернете.69

xxvi Для сравнения: «И вот попал-то на сцену! Давно уже со мной никто так не говорил. Митрополит Макарий так раскричался на меня. Ну и мелочен же он! Правда, должно быть, что, кто повыше, перед теми угодничал до невероятности» (святитель Николай Японский. Запись в дневнике)71.

xxvii Рёрихам контактирующие с ними духи («махатмы») заявили, что для удобства общения с ними люди должны жевать мускус: «Мускус есть выделение моче-полового аппарата. Сам мускус, если принят в достаточном количестве, сообщает моче характерный запах. Кроме того, моча мускусных баранов имеет сильный запах, отчасти напоминающий мускус. Мочевой канал находится в непосредственной близости от мешка, содержащего мускус»72. «Мускус, согласно Высшему Утверждению, относится к Солнцу, а не к оставляемых самцами на кустах и скалах, самки находят их в сезон спаривания»73... Если бы юной Елене Рерих сказали, что после нескольких лет посещения спиритических сеансов она дойдет до того, что будет есть выделения мочеполовой системы барана – она бы, наверно, возмутилась. Но этот экстравагантный совет духи дали ей не сразу, а тогда, когда ее душа уже была достаточно растрепана. Настолько, что уже готова питаться семенными выделениями млекопитающих (барана и бобра), а «великой истиной» считать призыв «рассматривать людей, как пешек в большой игре»74.

xxviii «Мир духов рядом, дверь не на запоре.

Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.

Умойся в утренней заре, как в море,

Очнись, вот этот мир, войди в него», –

так гётевский Фауст излагает основы мистики Сведенборга.

xxix ««Считаете ли Вы, что и научно обоснованный марксистский атеизм может дать приемлемые ответы о смысле и целостном значении человеческой жизни?» «Марксистский атеизм при рассмотрении этих вопросов исходит из научных материалистических взглядов на смысл и цель человеческой жизни, и как таковой он дает целостный ответ на вопрос о смысле и значении человеческой жизни в плане активного Участия личности в общественной жизни»» (интервью митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия радио ФРГ. 1970 г.)77.

xxx Так когда-то произошло преображение японского дзюдо в русское самбо. «Я хотел бы напомнить о происхождении русского самбо. Русское самбо возникло удивительным способом. Святой равноапостольный архиепископ Николай, основатель Японской Православной Церкви, в какой-то момент понял, что японская борьба дзюдо – это не только формирование физической силы, но это еще и способ духовной закалки. Он тогда послал, одного из своих семинаристов в самую лучшую школу дзюдо. И семинарист овладел этой техникой, оставаясь православным христианином, а затем предпринял попытку наполнить технику тем, что дает православная духовная традиция. Этот человек, который позже стал советским разведчиком, был основоположником школы самбо» (митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл)78.

xxxi Первая публичная реакция – заметка Романа Вершилло «Мерзавец, автор детских книг» (поскольку в маленькой заметке, всецело посвященной мне, эта характеристика ни к кому другому не прилагается, она, очевидно, про меня). Заметка была опубликована на интернет-сайте Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества» (руководитель – протоиерей Александр Шаргунов)80. Еще раньше этот Комитет счел, что путь к нравственному возрождению лежит через мой расстрел81. Из прочтения моей книги «Школьное богословие» автор статьи «Перебежчики» Н.Алексеев сделал вывод, что «убитые души детей не волнуют перебежчика дьякона Андрея Кураева»82, сама же книга есть «сатанизм под камуфляжем»83. А из оргвывода последовал и приговор: «Что же можно сказать? Сурово, но справедливо поступал с перебежчиками генерал Туркул»84. А поступал он так: «Чекиста расстреляли без пощады»85. Кстати, в этом же выпуске «Антихриста в Москве» протоиерей Александр Шаргунов делится своим интеллектуальным опытом: он наконец-то достиг понимания того, почему именно надлежит «наказывать смертной казнью за пропаганду безбожия»86. Что ж, если христианская проповедь называется «сатанизмом под камуфляжем», а борьба «за нравственное возрождение» не брезгует расстрелами и клеветой, – то тут уж и в самом деле приходится сказать: духом антихриста повеяло по Москве...