Диакон

lxxxii «Я хотел быть служителем Бога и много трудился для того, чтобы стать им; и вот в конце концов я стал славить Бога моими работами по астрономии... Я показал людям, которые будут читать эту книгу, славу Твоих дел; во всяком случае в той мере, в какой мой ограниченный разум смог постичь нечто от Твоего безграничного величия» (И. Кеплер)263.

lxxxiii Рождественский рассказ Луки несколько полнее повествования Матфея. Скорее всего это связано с тем, что Лука ближе других апостолов знал Марию. Именно Луке церковное предание приписывает создание первых икон Божией Матери (в частности, Владимирской). И хотя все известные нам иконы появились значительно позже апостольской эпохи, устойчивость и древность этого предания позволяет предположить, что дошедшие до нас изображения имели своими прообразами изображения, сделанные Лукой.

lxxxiv Как Христос оберегает свободу человека рассказывается в «Легенде о Великом Инквизиторе» у Достоевского.

lxxxv Позднейшая христианская этика допускает только одну причину для развода – неверность одного из супругов (и в очень редких случаях – бесплодие брака). Но ветхозаветные обычаи допускали обычный развод по согласию супругов.

lxxxvi Это повествование апокрифического псевдоевангелия, прижившееся в иконографии Рождества, не встречается у раннехристианских авторов. Евангелие от Луки говорит, что Дева «родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила его в ясли» (Лк. 2,7). В отличие от обычных рожениц, Мария не была измотана, обессилена родами, а сама могла спеленать новорожденного и уложить Его. Святитель Афанасий Александрийский (IV век) подчеркивает: «У обыкновенных жен это делается иначе: они рождают с помощию других и младенцев их пеленают другие; не так у Пресвятой Девы: Она Мать – без труда и мук; Она и бабка Сама Себе, никем не наученная; Она не допустила никого коснуться нечистыми руками до рожденного Ею Пречистого Младенца, а Сама служит родившемуся от Нея и превысшему Ея; Сама пеленает и кладет Его в ясли».269

lxxxvii Поскольку я надеюсь, что эта книжка попадет в руки школьных учителей, в связи с темой Сретения (оно празднуется 15 февраля) я хотел бы посоветовать им обратиться к дивному стихотворению Иосифа Бродского, которое так и называется – «Сретение».

lxxxviiiЕдинственное драгоценное исключение – признание Луки в пасхальном повествовании: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24,32).

lxxxixВ светской литературе тема христианского покаяние глубоко развернута М. Бахтиным277.

xc В отличие от западного христианства (католичества и протестантизма), где грех понимается преимущественно со своей внешней стороны: как нарушение закона, заповеди, как проступок.

xciНе случайно римские первосвященники носили титул «pontifex maximum»: «великий мостостроитель». Предполагалось, что первосвященник перебрасывает мост между миром людей и миром богов. В Римской империи этот титул усвоили себе римские императоры, что во многом и послужило причиной конфликта империи с христианами: для последних Единый Первосвященник – это Иисус. Затем, впрочем, этот титул «pontifex maximum» был усвоен римскими папами, отчего до сих пор время правления каждого из пап называется «понтификатом». Например, «понтификат» нынешнего папы Иоанна-Павла II начался в 1978 г...

xciiО значении поступка Закхея, и о том, как в церковной традиции понимается это место Евангелия см. в главе «Желание» в книге протоиерея Александра Шмемана «Великий Пост»281, неоднократно издававшейся и во Франции и в России.

xciiiСегодня в Израиле регулярно проводятся своего рода «воскресники» – кампании по насаждению лесов, во время которых каждому горожанину вменяется в обязанность посадить дерево.

xciv Точнее говоря, как раз принесение своего любящего сердца в дар Творцу и есть то, что делает каждого человека, каждого христианина священником (см.: 1 Пет. 2,9). Другое дело, что в Церкви есть еще особое служение священников и епископов, которые призваны к служению всей Церкви и через совершение таинств (прежде всего, Крещения и Причастия) присоединяют людей к Церкви как таинственному, мистическому Телу Христову (см.: 1 Кор. 12,27).

xcv Кстати, именно в силу сказанного, самая простая молитва – «Господи, помилуй» – непереводима на языки западного мира. В католических латинских мессах эта молитва пелась по гречески Kirie eleison. Современные попытки перевести эту молитву на европейские языки довольно неудачны и звучат вроде «Господи, сжалься».