LESSONS OF SECT STUDIES

А вот и подробности того, что происходит на рериховских квартирах. Бывший руководитель петербургской рериховской организации “Урусвати” В. Ю. Питанов раскрывает, в чем состоит религиозная практика агни-йогов: «Практика агни-йоги заключается в следующих вещах: 1) изучение книг учения, считается, что человек, когда начинает их изучать тем самым как бы обращает на себя внимание Великих Учителей и те начинают посылать на него лучи которые в свою очередь расширяют его сознание; 2) постоянная визуализация или на уровне третьего глаза (середина лба), или в сердце, изображения махатмы Мории (давшего учение), или грядущего «мессию» Майтрейю, кстати, его изображение очень сильно внешне походит на Иисуса Христа, визуализация должна дойти до степени непрерывного видения образа при любых обстоятельства; 3) так же в учении есть специальные молитвы для обращения к «владыкам»; 4) рекомендуется не есть мяса и стать чистым вегетарианцем; 5) имеются вспомогательные рекомендации по усилению своей психической мощи, например потребление мускуса (выделения мускусных баранов), считается, что он является мощным конденсатом психической энергии, и употребление мускуса усиливает психическую мощь человека. В процессе подобной «духовной» практики начинает происходить ряд явлений, которые приписываются водительству «Великих Учителей». Например, у человека возникает вопрос, и он неожиданным путем получает на него ответ. Это может быть открытая книга как раз на том месте, что человека интересует, неожиданная встреча с незнакомым человеком который неизвестно почему вдруг захочет рассказать об интересуемом предмете. Далее в процессе «духовного» продвижения начинают появляться разноцветные звезды. Например, черная звезда может означать опасность, предположим, синея благоприятные для человека обстоятельства. При чтении книг учения могут возникать подчеркивания в книге на тех местах, на которые рекомендуется обратить внимание. Далее появляется ясновидение, человек начинает чувствовать, что он способен оказывать воздействие на других, подчинять их своей воле, может программировать события, когда мысленные желания начинают сбываться, правда, это уже на достаточно высоких ступенях продвижения в Агни-Йоги. Вершина это когда в сознании начинает звучать голос, который выдает себя либо за кого-либо из Рерихов или даже самого «махатмы» Мории. Впрочем, здесь тематика может быть самая широкая, от слышания голоса своих умерших родственников до слышания голоса «бога отца»».

Среди продвинутых адептов агни-йоги В. Питанов встречал тип людей, которых он охарактеризовал как «Маги - манипуляторы. Это люди почти никогда не возникающие на поверхности. Они серые кардиналы, стоящие в тени. Но именно они создают самые мощные общественные организации. Это люди, которые обладают способностью воздействовать магически на ход событий и направлять их в то русло, которое они считают правильным. Бороться с ними ни одна общественная организация не может, это уже дело Бога»662 …

Итак, религиозно-магический культ теософией также и предполагается, и практикуется.

Гл. 9. РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ РЕРИХИАНСТВА

Пятый вопрос религиоведческой экспертизы теософии – это анализ структуры теософского движения. Предполагается ли в нем структурирование по принципу иерархичности, и какой критерий лежит в основе этой иерархии? Придают ли сами теософы мистическое значение своим социальным структурам, своей собственной иерархизации? Означает ли принятие рериховской философии подчинение неофита этой иерархии?

Да - нельзя принять рериховское учение (если принять его всецело, а не «вкусовыми» фрагментами) и остаться вне организованного подчинения той “иерархии”, которую проповедовали Блаватская и Рерихи. В «Космосе» (рериховский «Космос» – это адрес коммунальной квартиры, населенной духами и планетарными богами) есть строгая иерархия. Некоторые люди на земле подсоединены к ее нижнему концу, но тем самым становятся выше остальных, «непосвященных» землян.

«Космическая Иерархия» теософов весьма ревнива: в ней можно общаться только с теми, кто проявлен на твоем “плане”. Несмотря на то, что «Иерархия теряется в Беспредельности»663, «мы должны принять всю Цепь Иерархии, крепко держась за ближайшее к нам звено. Горе желающему перескочить через звено”664. Тут - как в армии: подача рапорта строго по команде… К Тому, Кто выше духов, владеющих планетами», обращаться не стоит. “Мы не можем ни утверждать, ни отрицать существование того, что вы называете мудрым, всемогущим, разумным существом вне границ этой солнечной системы”665. «Нельзя уявиться на восприятии энергий, исходящих непосредственно от Мира, находящегося за пределами нашей видимости, за пределами нашей Солнечной Системы»666.

«Владыка планеты Венеры водительствует своей планетой и не входит непосредственно в дела нашей планеты, сотрудничая лишь космически на высших планах с Владыками прочих планет нашей Солнечной системы»667. Те же, кто неосредственно управляет землей и теософами - “Элохимы далеко от того, чтобы быть верховными или даже возвышенными силами в природе, суть только низшие Ангелы”668.

Те из землян, кто смог войти в контакт с этими «планетарными духами», тем самым оказался духовно выше и «просвещеннее» остальных людей. Такие «контактеры» составляют малочисленное «Белое Братство» посвященных, противопоставленное «миллионам двуногих».

Стоит заметить, что такое противопоставление духовной «расы» (посвященных «пневматиков») профанам («иликам») характерно для традиции западного эзотеризма. Гностическая библиотека из Наг-Хаммади вполне ясно проводят эту границу: «Поистине, не признавай сих за людей, но считай скотами, ведь как скоты поедают друг друга, также у них, такого рода людей – они поедают друг друга, но они изъяты из истины, ибо любят сладость огня и рабы смертных и стремятся к делам осквернения, выполняют желания отцов своих» (Наг-Хаммади 2,7,141)669. «Есть много животных в мире, имеющих обличие человека» (Наг-Хаммади 2,3,119)670.

Гностическое представлению о делении людей на три класса - “плотских”, “душевных” и “духовных” является сугубо религиозным обоснованием иерархичности общества (в данном случае - теософского общества).

Различие между гностическим обоснованием духовного неравенства людей и теософским разве что в том, что у гностиков деление на расы уходит корнями в космогонические дали. От создания людей в одних из них были вложены частицы духа, в других – нет. И эта граница непереходима. У теософов же возможно накопление духовных заслуг, их наработка в течение десятков реинкарнаций. Но в любом случае – чтобы стать сегодня «адептом», надо иметь к этому предрасположенность еще до своего нынешнего рождения. И хотя в динамике, в перспективе будущих жизней граница между посвященными и профанами переходима, но в синхронном срезе одного поколения она для теософов очевидна и значима. По сравнению с обычными людьми «посвященные» - это сверхчеловеки, не просто опередившие своих соседей по планете, но и обладающие особыми оккультными дарами, важнейшим из которых является возможность прямого контакта с духами-махатмами.

По мысли теософов, человечество уже прошло через четыре «расы» (этапа) своей духовной эволюции (лемуры, атланты и т.п.). Сейчас на земле почти все народы принадлежат к пятой расе (хотя и есть несколько совсем отсталых)... «Наше человечество пришло с других планет? – Большинство пришло с других планет. – Следовательно, были духи, которые достигли человеческого состояния уже здесь, на Земле? – Некоторые духи животных, самые низшие существа»671.