NON-AMERICAN MISSIONARY

254 Письмо 24. К Лаврентию сыну // преп. Феодор Студит. Послания. Ч.2. М., 2003, с. 51.

255 Пастырское совещение Восточно-Американской епархии в Лейквуде, Нью-Джерси в октябре 1998 г. // Православная Русь 1999, №1. Совещание прошло с участием первоиерарха Русской Православной Церкви Зарубежом митрополита Виталия.

256 Из выступления Предстоятеля УПЦ, Блаженнейшего Митрополита Владимира на собрании духовенства Киевской епархии // Кириллица. 2002 № 5 (29) Киев.

257 Аргументы и факты 1998, № 51.

258 Есть еще и точка зрения церковно-политическая: давая такого рода интервью светской газете надо было подумать над тем, как будет это заявление выглядеть с точки зрения ее нецерковных читателей. Так вот, "Аргументы и факты" сочли это заявление настолько бестактным, что с радостью поместили его на первую полосу. Антицерковный настрой этой газеты вполне сознательный. И тут они просто обрадовались тому, что священник "подставился", высказал мысль настолько странную, что и без комментариев можно было предоставить читателям "АиФ" самим судить о мере "бесчеловечности" Московской Патриархии...

259 См.: св. Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001, с. 519.

260 Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова. М., 2002, с. 447.

261 Запись от 10 июля 1903 г. // Дневники святого Николая Японского. Хоккайдо, 1994, с. 273.

262 «А Иисусову молитву надо творить под руководством. Вот Вы, еще не начав ее, стоите на пороге прелести. Умно-сердечная молитва – дар Божий. Но получают ее те, кто старательно и трудолюбиво потрудится над словесной молитвой. Умно-сердечная молитва – это дар монашествующим, отрекшимся от мира… Ослабь свое молитвенное правило непременно. Ведь, когда начинают творить Иисусову молитву и одновременно сохраняют в душе и сердце страсти, - может случиться и психическое повреждение» (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2000, с. 112 и 118).

263 Поэтому, кстати, профессиональный спорт, в том числе и шахматы, и танцы, – это уже не игра. Равно как и детские вроде бы игры, ведущие на самом деле к установлению иерархии в детской «стае».

264 Святитель Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1914. С. 86.

265 Подробнее: «Наслаждаться значит любить что-либо ради него самого, а пользоваться – значит любить ради чего-то другого” (Августин. О христианском учении 14). «Временными вещами скорее надо пользоваться, чем употреблять их для удовольствия, чтобы получить право наслаждаться вечными. Не так нужно делать как некоторые развращенные, которые желают употреблять для удовольствия деньги, а пользоваться Богом: не деньги тратят ради Бога, а почитают самого Бога ради денег (Августин. О Граде Божием 11,25). «Добрые люди для того пользуются миром, чтобы наслаждаться Богом; злые же люди для того пользуются Богом, чтобы наслаждаться миром» (О Граде Божием. 15,7).

266 «Ведь все можно иметь: и телевизор, и магнитофон, но все должно быть на своем месте, и ничто не должно обладать нами» (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2000, с. 234).

267 Шабес-гой, или «шаббат-гой – нееврей, приглашаемый в еврейские дома в субботу для выполнения различных хозяйственных работ, запрещенных евреям в этот день. Он тушит лампы и свечи в пятницу вечером и топит печи в субботнее утро зимой. Часто эти обязанности исполняет бедная женщина (шаббат-гоя), получающая за свой труд кусок халлы… В легендарной еврейской литературе имеется множество рассказов, где роль шаббат-гоя играет голем» ( Еврейская Энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: М.: В 16 т. Терра, 1991. Т. 15. Стб. 899).