NON-AMERICAN MISSIONARY

323 Знаю, что некоторых петербуржцев коробит такое именование их города. Но, должен заметить, что это отнюдь не провинциальный или уголовный жаргон. Например, это слово употребляет профессор Московской Духовной Академии П. С. Казанский в своей переписке с А. Н. Бахметовой (Письмо от 29 ноября 1869 года // У Троицы в Академии. 1814–1915. М., 1915. С. 557). Встречается оно и у святителя Феофана Затворника (см.: Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. М., 1994. Вып. 7. С. 155, 158; Вып. 2. С. 143), у которого, кстати, есть и другой топоним, кажущийся очень новым: «Хохляндия» (см.: Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001. С. 320).

324 Ср.: Мк. 10, 17, 21; Лк. 10, 25.— Ред.

325 Преподобный Исаак Сирин. Творения. Сергиев Посад, 1911. С. 184.

326 Цит. по: Протоиерей Иоанн Восторгов. Православие в Японии. Чтение, предложенное в торжественном собрании Тифлисского отдела Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III 26 февраля 1904 года // Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. М., 2004. С. 210.

327 См.: Мф. 13, 3–8, 33.— Ред.

328 См.: Нав. 6, 2–3.— Ред.

329 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии, 7 // Творения: В 12 т. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1896. С. 365.

330 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о статуях, 4 // Там же. С. 58.

331 См.: Мф. 13, 24–30.— Ред.

332 Гвардини Р. Познание веры. Брюссель, 1955. С. 16.

333 См.: Ин. 21, 3–9.— Ред.

334 Уже папа Иннокентий I (401–417) воспользовался для обоснования папского примата формулой «забота о всех церквах» (Послание 30 // PL ХХ, 590a).

335 В отличие от русского перевода, латинское слово compellere несет в себе оттенок понуждения. Греческий оригинал — ?nagk)azw,— в котором нетрудно расслышать знакомый нам всем термин «ананкэ» (судьба, необходимость),— также несет в себе привкус активного воздействия. Тот же глагол стоит в греческом тексте Деян. 26, 11: И по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и в Деян. 28, 19: я принужден был потребовать суда у кесаря.

336 См.: Мф. 22, 9; Лк. 14, 21.— Ред.

337 «Только лишь Господь приводит людей к Себе. Это Его дело и только Его! А никак не дьякона. Дьякон должен помогать иерею служить Богу. А проповедь — так это даже и не диаконское дело. Я, горемычный, только сейчас понимать начинаю, как меня Сам Господь к Ссебе пытается привести. Но первое слово о Боге, о святых Его, я услышал с амвона, от священника. До тех пор и другие слова слышал, поверь мне, но не доходили они до меня. Думаю, что в этом все дело. Не может человек прийти в Церковь иначе — не может» (Сергей Гришин // http://forum.svetilen.ru/viewtopic.php?t=234&postdays=0&postorder=asc&start=0).

338 Ср.: Мф. 28, 19.— Ред.

339 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о статуях, 1. С. 25–26.

340 Vita Willibrordi, Merov, 7. Цит. по: Протоиерей Александр Шабанов. «Голубь Церкви». Святой Коламба Айонский, просветитель Шотландии. Тверь, 2004. C. 191.

341 См.: Мф. 22, 36–40.— Ред.

342 См.: 1 Ин. 4, 8, 16.— Ред.

343 Блаженный Иоанн Мосх. Луг духовный. Сергиев Посад, 1915. С. 247.