NON-AMERICAN MISSIONARY

518 Священник Тимофей, иеромонах Дионисий. О Церкви, православном Царстве и последнем времени. М., 1998. С. 45.

519 Странно все же бывает видеть монастыри под охраной десятков казаков и милиционеров (охраняющих не иконы в храмах, а именно братские корпуса), ведь монахи — по определению! — «живые мертвецы». Особенно эти монашеские телохранители умножились после убийства в Оптиной пустыни. До того мы забыли аксиомы церковной жизни, что от православных собраний и пастырей в Оптину посылали тогда письма и телеграммы соболезнования! Но разве подобное мыслимо было в древней Церкви? Возможно ли такое — в Карфагене узна!ют, что в Риме казнили несколько священников, и посылают туда гонца с выражением искренних соболезнований? Разве это не праздник для Церкви — появление новых мучеников, новых святых?

520 См.: Мф. 10, 22; 24, 9; Мк. 13, 13; Лк. 21, 12, 17; Ин. 15, 21.— Ред.

521 Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии. 1993, № 3. С. 79.

522 Митрополит Московский Филарет. Слова и речи: В 5 т. Т. 4. М., 1882. С. 151–152.

523 «Я думаю, что самое гениальное, что было у русских философов первой половины нашего века, это то, что они взяли из монашеской практики тему преображения человека и приложили ее к сферам культуры, общества, истории, чтобы показать, как реализуется в христианстве возможность преображения культуры и истории» (Клеман О. Почему я православный христианин // Континент. Париж, 1992, № 2. С. 289).

524 См.: 1 Кор. 9, 22.— Ред.

525 Когда я сказал об этом на лекции в университете в Шуе, то возмущенное эхо раздалось аж в Париже! См.: Михайлов Э. Православный «патриот-профессионал» // Русская мысль. Париж, № 4266. 1999, 22 апреля.

526 И уж точно, наличие таких знаний должно пресекать привычку к легковесной идеологической превыспренности. Увы, нередко приходится встречать священнослужителей, у которых один доклад заготовлен на все случаи жизни и зачитывается из всех президиумов всех конференций… На более же простом уровне вместо того, чтобы выискивать пророчества и признаки грядущих крутых перемен, надо перейти к этике малых дел. Надо попробовать навести порядок в своей душе, а не тянуться к водочному стакану с очередным гаданьем: «Что же будет с Родиной и с нами?..». Лучший шаг к возрождению России — просто бойкот винно-водочных магазинов.

527 См. главу «Виновато ли христианство в экологическом кризисе» в моей книге «Дары и анафемы».

528 Леонтьев К. Избранные письма. С. 497.

529 Ср.: Иер. 48, 10.— Ред.

530 Святитель Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь. С. 179–181.

531 Дневники святого Николая Японского. Запись от 24 июня 1903 года. С. 261.