NON-AMERICAN MISSIONARY

581 Домострой, 17 // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. М., 1985. С. 87–89.

582 Кекавмен. Советы и рассказы, 51 // Кекавмен. Советы и рассказы. Поучение византийского полководца XI века. СПб., 2003. С. 237. И хотя своей педагогики Средневековье не дало, но оно подготовило переход к современному восприятию детства. См.: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. С. 172–177.

583 Каптерев П. Ф. История русской педагогики. СПб., 2004. С. 31 и 23. Первое издание этой книги было в 1898 году.

584 Маркиш М. Струве провозгласил независимость // Радонеж. 2000, № 17–18.

585 Первое послание Ивана Грозного Курбскому // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. XVI век. СПб., 2001. С. 29. В оригинале: «Играм же — сходя немощи человечестей. Понеже мног народ в след своего пагубнаго умышления отторгосте, и того ради,— яко же мати детей пущает глумления ради младенчества, и егда же совершени будут, тогда сия отвергнут, или убо от родителей разумом на уншее возведутся, или якоже Израилю Бог попусти, аще и жертвы приносити, токмо Богови, а не бесом,— того ради и аз сие сотворих, сходя к немощи их, точию дабы нас, своих государей, познали, а не вас, изменников. И чим у вас извыкли прохлаждатися?».

586 Богушева Е. Чем бы дитя ни тешилось… М., 2002. С. 62–64.

587 Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Т. 1. С. 115.

588 При этом Мороз-Велес считался богом мудрости, творческих сил, и он особо отвечал за связь временного земного мира с миром вечным, потусторонним. Индоевропейская основа однокоренных слов мерзнуть и мороз (merg- morg-) связана с понятием изнурения, уничтожения; в русском: мор, морить, мертвый (см.: Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1994. Т. 1. С. 524). От этого корня образуется и наименование древнеславянской богини зимы и смерти — Мораны (Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 1047). «Убивая, переводя из этого мира в иной, Мороз являет силу своего чудотворения, зримо сохраняя тела, словно бы для чаемого уже христианами будущего воскресения… Сказка о двух Морозах, Красном и Синем Носе, уже с подспудным христианским переосмыслением язычества представляет Мороз как стихию одушевленную, недобрую по отношению к людям, но способную повредить только грешникам. Такое нравственно осмысленное ограничение возможностей Мороза соотносится с христианским представлением о действиях нечистой силы, попускаемой Богом в наказание грешникам» (Моторин А. От язычества к Православию. Образ Мороза в русской словесности // Всерусский собор. СПб., 2003, № 3. С. 327–328).

589 Богушева Е. Чем бы дитя ни тешилось… С. 77.

590 Ср.: Мф. 18, 3.— Ред.

591 Цит. по: Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 2002. С. 25–26.

592 Святитель Григорий Богослов. На лицемерных монахов // Творения: В 2 т. Т. 2. Троице-Сергиева Лавра, 1994. С. 254.

593 Святитель Григорий Богослов. О своих стихах // Творения. Т. 2. С. 408–410.

594 Святитель Григорий Богослов. Максиму // Творения. Т. 2. С. 268–269.