NON-AMERICAN MISSIONARY

665 Ср.: Иак. 2, 13.— Ред.

666 Ср.: Лк. 21, 28.— Ред.

667 Откр. 22, 20.— Ред.

668 Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991. С. 251–255.

669 Настоящая беседа составлена из интервью изданиям «Татьянин день» (1997, № 13, май), «Иное. Хрестоматия российского самосознания. Т. 4. Путеводитель» (М., 1995), «Лица» (1998, № 9), «Верую! Газета православных христиан» (Иркутск, 1999, № 1 [15]), «Консерватор» (2003, 7 февр.); «Известия» (2003, 3 марта), «Собеседник» (1992, № 8; 2003, 5 марта).

670 В одной из миниатюр отца Иоанна Охлобыстина есть что-то похожее: «Судьба двадцатипятилетнего провинциального актера Х. напоминала даже не восхождение в гору, а стремительный взлет геликоптера. В одночасье он стал фаворитом петербургских подмостков, состоятельным человеком и потенциальным обладателем руки и сердца дочери градоначальника. Каково же было изумление столичной общественности, когда ей стало известно, что господин Х. оставил сцену и состояние ради пострижения в монашество в маленьком, далеком от процветания, монастыре под Малоярославцем. Известный городской хроникер господин Л. ради выяснения этих обстоятельств тут же направился туда. Его поиски увенчались успехом на огороде монастыря, где господин Х. собирал редис.

— Что же побудило Вас к такому поступку? — спросил у него господин Л.

— Все очень просто,— ответил господин Х.— Просто я решил вопрос бытийности Гамлета положительно».

671 1 Ин. 4, 8, 16.— Ред.

672 «Бытие определяет сознание» было основополагающей формулой марксистского «исторического материализма».

673 Ср.: Лк. 17, 21.— Ред.

674 Пс. 26, 1.— Ред.

675 Потом и в самом деле я пришел в общежитие психфака и попросил знакомую девушку прогнать меня по всем тестам. Результаты тех тестов она потом показывала и своим преподавателям, и получила от них уверение, что все в норме. «Значит, дело в другом», - сказал я ей и объяснил причину сомнения в себе: религиозное обращение.

676 Шапошникова Л. В. Подвижничество диакона Кураева // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1: Документы. Публикации в прессе. Очерки. М., 2001. С. 356.

677 Ср.: Мф. 19, 21.— Ред.

678 Скончался на Рождество, 7 января 2003 года.

679 См. об этом мою статью «Неизвестное письмо Патриарха» («Известия». 2 марта 1992 года).

680 В апреле 2005 года я нежиданно получил письмо от тогдашнего слушателя: «Однажды Вы были в г.Коломна, в году 1985-1986 на "политбое" со студентами местного пединститута. После этого моя жена, студентка исторического факультета, окончательно покончила с атеизмом, спасибо Вам… Вы были одеты в свитер и джинсы и внешне ничем не отличались от тех молодых людей, которые находились в зале. Поразили своей убедительностью и доступностью объяснения многих тогда ещё новых тем, несмотря на их тысячелетнюю историю. Основной аудиторией на этом мероприятии были студенты исторического факультета, которым с первого курса внушалось, что они идеологический оплот того строя, что в первую очередь они идеологи, а потом уже педагоги. Что получилось из этого - 5-10 процентов из них работают в школах, а Ваши главные оппоненты тогда - "Ведерников и Ко" - ныне предприниматели и, по всей видимости, идеологи уже других, капиталистических идей. Время показало, чьи ценности чего стоили и чья вера была истинной. Кстати, непосредственно после этого "политбоя", так это там называли, комсомольцы и коммунисты понимали, что побеждены. Но потом во всю говорили о своём превосходстве, и о победе, и о превосходстве идеологии развитого социализма. Как и раньше говорили. Короче, вовсю хотели это забыть. В вышеупомянутом Коломенском пединституте на одном курсе с Ларисой, моей женой, училась дочь священника Зарайского прихода, об этом знали только самые близкие подруги, и то не с первого дня. В метриках этой девушки её папа числился как рабочий завода. И её очень часто просили на политэкономии рассказать о том, как законы развитого социализма действуют на заводе папы. Она всегда была вынуждена говорить что-то невнятное...Кстати именно она и работает сейчас в школе, в родном городе...Никакой идеологии... Год 1000-летия крещения Руси. Мне, третьекурснику Коломенского артиллерийского училища, именно тогда стало ясно, как боится власть веры в Бога в народе. Например, достойных курсантов, которые могли стать отличными офицерами, отчисляли из училища якобы нарушение дисциплины, а на самом деле им в голову пришло вырезать на своей сумке в тот год "988-1988". Этого было достаточно, чтобы попрощаться с обучением за несколько месяцев до выпуска».

».

681 «Командиру ОКО при комитете ВЛКСМ МГУ Затулину К. от стажера ОКО МГУ Жабина Д. Рапорт. С середины сентября я наблюдал за деятельностью студента философского факультета Кадяйкина А. Постепенно мне удалось выяснить, что он является членом секты “Истинно православная церковь” (ну, это брехня; Саша была обычным православным юношей.— А. К.). Он вел активную пропаганду религии, допускал негативные выражения в адрес советского строя, общественных организаций. В конце сентября собирался ехать в Загорск для встречи с каким-то духовным лицом. Кадяйкин вышел на контакт со студентом философского факультета Д. Волощуком, после чего в комнате Волощука проводились ночные религиозные бдения» (Поэгли В. «1984» и другие, или Полемические заметки о добровольном сыске // Московский комсомолец. 1990, 23 января). «Ночные религиозные бдения» — это были всего лишь наши беседы в 87–88 годах… А Кадяйкина все же выгнали из МГУ. Несколько лет помотавшись по Сибири, он в конце концов создал в Москве фирму, выпускающую квас «Братина».

682 Не поддаваясь магии круглых чисел // Московские новости. 1988, № 24.