Архимандрит Рафаил-Падение гордых-От издательства-Раскол - то оружие, которым ведет борьбу враг рода человеческого с

Раскольники, проливая крокодиловы слезы по поводу "нарушения" канонов Церкви, на самом деле давным-давно бросили себе под ноги и попрали все каноны, потому что подлинные каноны основаны на вере в единство и вечность Церкви. Каноны даны Церкви, вне Церкви они недействительны и бессмысленны - так не могут существовать законы государства без самого государства. Апостольский муж священномученик Игнатий Богоносец, ученик апостолов Петра и Иоанна, свидетельствует, что раскол - это прежде всего отпадение от законного архиерея и разрушение богоустановленной иерархии. В "Послании к филадельфийцам" святитель Игнатий пишет: "Дух возвестил мне, говоря так: "Без епископа ничего не делайте, блюдите плоть свою как храм Божий, любите единение, бегайте разделений"" (Священномученик Игнатий Богоносец. Послание к филадельфийцам // Писания мужей апостольских. Рига, 1992. С. 337 [нижняя пагинация]). И в другом месте этого же послания предостерегает: "...чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но где пастырь , туда и вы, как овцы, идите.

Ибо многие волки, по видимому достойные доверия... пленяют идущих путем Божиим; но при единении вашем они не будут иметь места" (Там же. С. 335 [нижняя пагинация]). В "Послании к смирнянам" Игнатий Богоносец заповедует им: "Все последуйте епископу, как Иисус Христос - Отцу... Без епископа никто не делает ничего, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как, где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви" (Священномученик Игнатий Богоносец. Послание к смирнянам // Писания мужей апостольских. С. 343 [нижняя пагинация]). "Прекрасное дело - знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом, делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу" (Там же).

Это - учение древней Церкви, оно передано Игнатию Богоносцу апостолами Петром и Иоанном; это учение - Откровения Духа Святаго лично Игнатию Богоносцу, о чем сам святой свидетельствует в "Послании к филадельфийцам". По его словам, обманывать епископа - то же, что обманывать Бога, непослушание епископу и утаение от него всего относящегося к церковным делам - служение диаволу. Какими же словами тогда назвать отвержение своего архиерея и отступничество от Церкви? Это, наверное, не только служба диаволу, но и подражание самому сатане. Священномученик Игнатий утверждает, что "где разделение... там Бог не обитает" (Священномученик Игнатий Богоносец. Послание к филадельфийцам. С. 337 [нижняя пагинация]). А если "Бог не обитает", то какой же дух живет и действует там?

Другой ученик апостолов Петра, Павла и Иоанна - священномученик Климент, епископ Римский, - пишет коринфским раскольникам: "Ваше разделение многих развратило, многих повергло в уныние, многих - в сомнение и всех нас - в печаль, а смятение ваше все еще продолжается" (Священномученик Климент Римский. Первое послание к коринфянам // Писания мужей апостольских. С. 141 [нижняя пагинация]). Святитель Климент напоминает раскольникам, насколько тяжел грех раскола: "Вспомните слова Иисуса, Господа нашего. Он сказал: Горе тому человеку; хорошо было бы ему не родиться, нежели соблазнить одного из избранных Моих; было бы лучше для него, если бы он повесил камень жерновный и ввергнулся в море, нежели соблазнить одного из малых Моих (ср.: Мф. 18, 6-7; 26, 24; Мк. 9, 42; Лк. 17, 2)" (Там же). Значит, нераскаянный грех раскола еще страшнее греха самоубийства (самоубийца губит только себя, а раскольник - себя и других, поэтому его вечная участь тяжелее, чем у самоубийцы).

Священномученик Киприан приводит яркие сравнения и подобия единства Церкви. Он пишет, что Церковь - одна (едина), хотя, распространяясь по всему миру, она расширяется и дробится: "Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника... однако при самом источнике все же сохраняется единство" (Священномученик Киприан Карфагенский. Книга о единстве Церкви. С. 180). Единство это - онтологическое, вечное, неизменное свойство Церкви. Церковь создана по образу Святой Троицы. Господь перед Своими страданиями молился Небесному Отцу об учениках: Да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22) - это воля Божия, это основание двух главных заповедей - о любви к Богу и друг ко другу. Иисус Христос открыл апостолам: сатана просил Бога, чтобы сеять вас как пшеницу (Лк. 22, 31), то есть разделить друг от друга, разбросать во все стороны, как на гумне рассеивают солому, которую уносит ветер.

Кто пребывает в Церкви, тот - в любви Христовой, тот вошел в молитву Христа (Да будут едино, как Мы едино), на том исполнилось благословение и обетование Божие, тому открыт путь ко спасению. А кто покинул Церковь Божию, на том исполнилась молитва сатаны, тот оказался пустой соломой, которую унес за собой порыв ветра. Каждый получает по сердцу своему: в глубине сердца суммируется вся жизнь человека, в глубине сердца созидается духовный лик человека, в глубине сердца решается роковой вопрос: с Христом человек или с Велиаром. Поэтому в раскол человек попадает не случайно: он скрытыми или явными страстями омрачает свой ум, открывает душу для внушений демона и сам, собственными руками, выкапывает себе яму.

Только через Церковь действует благодать Божия, следовательно, спастись без Церкви невозможно. Священномученик Киприан пишет: "Отдели солнечный луч от его начала - единство не допустит существовать отдельному свету ; отломи ветвь от дерева - отломленная потеряет способность расти , разобщи ручей с его источником - разобщенный иссякнет . Равным образом Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои, но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным... От нее рождаемся мы , питаемся ее млеком , одушевляемся ее духом " (Там же).

Священномученик Киприан, как Соломон в Песни песней, сравнивает Церковь с Невестой Христовой. Он пишет, что Церковь не может быть обезображена, что она чиста и нетленна: "Она блюдет нас для Бога, уготовляет для Царства рожденных ею" (Там же. С. 180-181). Церковь чиста и нетленна, но она чиста и нетленна благодатью Божией, обитающей в ней, а не человеческой правдой и святостью. Церковь напояет мир потоками благодати, однако в самой Церкви есть нераскаянные грешники, как бы предназначенные для погибели; но при этом грешник с ожесточенной волей, грешник, отдавшийся в рабство страстям, только внешне находится в Церкви, а на самом деле чужд ее. Луга, орошаемые водой, покрываются ковром из цветов и зелени, а камни, лежащие у самого источника и орошаемые той же водой, остаются мертвыми и безжизненными камнями. Но разве источник виноват в этом? Церковь в своей метафизической сущности свята и неизменна.

Священномученик Киприан пишет: "Всяк, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене-прелюбодеице" (Там же. С. 181), то есть, по его мысли, всякий раскол подобен скверному и мерзкому греху блуда. Уже у библейских пророков измена вере символически называлась блудом (это - духовный блуд). Поэтому идольские капища, где израильтяне изменяли Иегове, еретические сборища, упоминаемые в Откровении Иоанна Богослова (см.: Откр. 2, 9), и молельни раскольников представляют собой притоны духовного разврата, и во всех них одинаково растлевается человеческий дух.

Священномученик Киприан утверждает, что раскольник для Церкви "чужд, непотребен, враг ее" (Там же). А по словам Спасителя, враг Церкви, борющийся с ней, - это ад: Врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Значит, тот, кто борется с Церковью, не только принял подданство ада, но и вступил в его, ада, войско. Но ведь жених гораздо строже, чем своего собственного врага, накажет врага своей невесты - того, кто клевещет на нее и бесчестит ее. В связи с этим нельзя забывать, что Церковь - это Невеста Христа и Любовь Христа.

Затем святитель Киприан произносит слова, которые могут быть названы квинтэссенцией содержания его книги: "Тот не может... иметь Отцом Бога, кто не имеет Матерью Церковь" (Там же). Это изречение восходит, по преданию, к святым апостолам. Оно стало знаменитым афоризмом (правда, в несколько иной форме: "Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец"), имеющим достоинство догмата во все периоды церковной истории. Только в Церкви, искупленной Кровью Христа Спасителя, мы можем называть Бога и Творца вселенной своим Отцом. В Ветхом Завете Бог открывался людям под именем Эллохим (Могучий), Эль (Крепкий), Иегова (Сущий), Саваоф (Вождь Небесного воинства), Шадай (сияние и присутствие Божества). По мысли святителя Василия Великого, имя "Отец" выше других имен, так как оно открывает тайну Святой Троицы и отношение между Богом Отцом и Богом Сыном. Бог есть Любовь, а в имени "Отец" заключается глубина Божественной любви к человеку. Бог - в раю - присутствует как Отец любовью Своею, милосердием и близостью к святым; Бог - в аду - присутствует как Судия и вечно карающая Правда. Падшие ангелы потеряли свое сыновство, Бог остался Господином для Своих мятежных рабов, но уже не Отцом. Кому Церковь не Мать, для того Бог не Отец, а вечно карающее Правосудие. Так огонь для одних может быть светом и теплом, а для других - пыткой и гибелью.

Раскольники говорят: "Мы считаем свою церковь своей матерью", но их церковь - лжецерковь, поэтому их отец - лжебог, тот, кто еще до творения видимого мира выдавал себя за Бога. Воровство имен принято в магии и оккультизме. Адепты одной демонической изуверской секты называют себя "Ангелами", а сторонники другой, не менее мерзкой, - "Адамитами" - сынами Адама. Некоторые оккультные секты производят свои названия от таких слов, как "Сион", "Роза и крест" и т. д. Перед нами - издевательское употребление эмблем и имен, за которым скрыт демонический конспиративный смысл: чем большей святостью обладает имя, тем кощунственней его святотатственное присвоение. Но наши раскольники превзошли и оккультные секты, назвав себя "Православной Вселенской Церковью", - на такую наглость не дерзнули ни розенкрейцеры, ни "Приоры Сиона".

Священномученик Киприан пишет: "Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева" (Там же).