Свящ. Димитрий КаплунАзбука православного христианина-СОДЕРЖАНИЕ Символ Веры Бог Отец Господь Иисус Христос Дух Святой

Верующими или верными зовемся потому, что веруем во единого Бога, сотворившего весь видимый и невидимый мир. Христианами называемся потому, что веруем в Господа Иисуса Христа, воплотившегося Бога, пришедшего на землю нас ради человек, две тысячи лет тому назад в Палестине, распятого за наши грехи и воскресшего из мертвых. Православнымимы зовемся потому, что право веруем или правильно славим Бога, т.е. в полном соответствии с тем, как написано в Слове Божьем, в Библии, и как учили святые отцы на Вселенских Соборах.

СИМВОЛ ВЕРЫ

Православная христианская вера в наиболее кратком, емком и доступном виде, изложена в молитве, называемой "Символ Веры". Эту молитву обязан знать и понимать каждый православный христианин. "Символ Веры" был принят как общеобязательный в Церкви еще в IV веке, на первом и втором Вселенских Соборах. Если человек носит нательный крестик и даже крещен в Православной Церкви, но не верует в Бога согласно "Символу Веры", а верует как-то иначе - он не вправе называться и считать себя православным христианином.

"Символ Веры" на церковно-славянском языке звучит так:

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Первое слово в "Символе Веры" это "Верую". На латинском языке это слово звучит как "Credo". До сих пор, если мы хотим узнать о некоем человеке, в чем состоят его главные житейские принципы, то задаем вопрос: "В чем состоит твое жизненное кредо"? Это не случайно, потому что вера – это стержень жизни каждого человека. Совсем неверующих людей на свете не бывает. Даже самый завзятый атеист убежденно верует – например, в то, что Бога нет, в торжество материалистических идей, в теорию эволюции или еще во что-нибудь подобное. Ученый верует в важность научных открытий, родители – в счастливое будущее своих детей и т.п. Любая вера есть неосознанное стремление человека к высшему смыслу бытия. Поэтому если человек теряет веру, его жизнь обессмысливается, ему становится незачем жить. Но есть и осознанная вера – таково Христианство. Оно осознает, к чему человек стремится и почему. Оно-то и говорит нам о едином Боге Отце, Вседержителе, Творце неба и земли.

БОГ ОТЕЦ

О том, что Бог един, мы можем узнать не только из откровения Божьего, из Библии, но и наблюдая окружающий нас мiр. Все во Вселенной подчинено принципу единства. Любой школьник знает, что в ней действуют единые математические и физические законы, всё многообразие физических элементов укладывается в стройную и красивую систему; за всем угадывается красота и стройность единого Замысла. Недаром знаменитый английский астроном Джеймс Джинс говорил, что Вселенная сегодня больше похожа на огромную мысль, чем на огромную машину.

Когда нам говорят, что нет чудес, мы можем сразу вспомнить о том, что самое большое чудо — существование мира, причем чудо, которое человек может познать.

Аристотель говорил, что всякое познание, и научное в том числе, начинается с удивления. Человек изумляется тому, что он видит. Эйнштейн писал, что тот, кто потерял способность изумляться, душевно мертв. Знать, что существует сокровенная реальность, которая является как высшая мудрость и совершенная красота, — это знание, это убеждение есть ядро подлинной веры.

В XVIII в. шведский ученый Карл Линней, создавший классификацию животных и растений, которой мы до сих пор пользуемся, закончив свою работу, написал: "Бог прошел мимо меня, я видел Его в Его творениях". Основатель экспериментальной науки Фрэнсис Бэкон писал: "Лишь поверхностное знание уводит от Бога, глубокое познание, напротив, опять к Нему возвращает".

Действительно, некоторые поверхностные естествоиспытатели отвергали бытие Бога, основываясь на недостаточном знании о Нем. Так, некоторые всерьез считали, будто Церковь представляет Бога, живущим в виде белобородого старика на этом материальном небе. Поэтому первый советский космонавт, вернувшись из полета, заявил, что он атеист, потому что был на небе и никакого Бога там не увидел. Всё это напоминает забавную притчу В. Солоухина о карасе, который решил выяснить, что происходит "на том свете", по другую сторону привычной водной стихии. Выпрыгнув из воды на несколько сантиметров, он плюхнулся обратно и заявил: "Ну, там никакой жизни нет, конечно, там вообще жить нельзя". Так вот, человек пока еще поднимается над своей планетой не больше, чем этот карась — над своей.

На самом деле Бога невозможно найти в материальном пространстве. Бог по Своей природе абсолютно нематериален. Он не находится в определенной точке Космоса. Он пронизывает Собой все. Как говорится в словах молитвы Святому Духу "Царю Небесный" - "иже везже сый и вся исполняяй". Он не здесь и не там. Он всюду. Он сотворил весь этот видимый мир, но не ограничен им. Он является еще Творцом множества миров, недоступных человеческому глазу, опыту и пониманию. Он – Творец не только видимого, материального, но и невидимого, духовного мира. Но Сам Бог, являясь Творцом и Первопричиной видимого и невидимого мира, по природе Своей существует вне их. Бог есть абсолютный Дух. Вполне разгадка тайны Его бытия недоступна ограниченному человеческому сознанию. Бог непостижим для нас в Своей сущности. Но мы можем отчасти познавать Его в той степени, насколько Он желает открыть Себя нам и насколько наше сердце очищено и готово для восприятия этого Откровения.

Мы называем Бога Отцом, потому что Бог – это не безличный абсолют, не туманное ничто или нечто, но живая Личность. Бог относится к нам не только, как Художник к своей картине, не только как Творец к творению, но и как любящий Отец к Своим детям.