Свящ. Димитрий КаплунАзбука православного христианина-СОДЕРЖАНИЕ Символ Веры Бог Отец Господь Иисус Христос Дух Святой

Слово Отец завещано нам Самим Богом, Иисусом Христом. Он вкладывал в это слово и душевную теплоту (Отец как заботящийся, как любящий), и таинственный смысл, связанный с Его личностью. Он наш Отец, и Он — Его Отец, но совершенно по-разному. Мы подойдем к этому впоследствии, когда будем говорить о личности Христа.

Мы называем Его также Вседержителем. Вседержитель — это тот, кто постоянно поддерживает бытие. Бытие нам не принадлежит, мы его получаем и можем утратить. В 103-м псалме сказано: когда Бог лишает мир Своего Духа, все превращается в пыль, "в персть свою возвращается". Значит, таинственное имя Божие — Сущий, которое, вероятно, звучало как Яхве, означает: "Тот, Кто имеет Бытие", "Кто есть". И когда пророк Моисей спросил Его: "Кто Ты?", Он ему ответил: "Я — Тот, Кто существует". Таково определение Бога.

ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС

Веруем мы "И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного". - В этих словах "Символа" заключена самая суть христианской веры. Евангелие нас учит (Мк.16:16), что веровать только в единого Бога, Творца вселенной, недостаточно для спасения души. Чтобы спасти душу, нужно веровать в Иисуса Христа, как воплотившегося Бога, и принять Св. Крещение, родившись свыше для новой жизни в Духе Святом.

Но что это значит – веровать в Иисуса Христа, как Сына Божия?

Для того, чтобы понять эти слова, нам нужно обратиться к Священному Писанию. Из него мы узнаем, что Иисус – это земное имя Богочеловека, воплотившегося Бога, которое можно перевести на русский язык выражением "Бог спасает". А Христос (или по-другому "Мессия") – это не имя, а понятие, означающее "Царь" или "Помазанник".

Итак, уже из краткого анализа имени Иисуса Христа мы можем понять, что Священное Писание называет Иисуса Христа Спасителем и Царем. Но от чего спасает этот Спаситель и над чем царствует этот Царь?

Подумаем над этим. Спасение, как явствует из самого слова, нужно только тому, кто погибает. К сожалению, многие люди ныне, как и в древние времена, проводят свою жизнь в безпечности. Они заботятся о том, как заработать побольше денег, купить себе модные и удобные вещи, подняться выше по служебной лестнице, заслужить людскую похвалу. Поскольку невозможно всем добиться одинакового успеха и богатства, то люди расталкивают друг друга локтями, злятся, раздражаются, участвуют в склоках, а то и убивают соперников. В погоне за первенством не только отдельные личности, но целые народы воюют друг с другом, осыпают противника бомбами, строят концлагеря, уничтожают женщин и детей. Кажется, что большинство людей вовсе не чувствуют нужды в каком-то "спасении". Все, что им нужно – это материальная и житейская выгода. И только редкий человек успевает опомниться в этом угаре, внезапно поняв, что жизнь человеческая слишком коротка, чтобы тратить ее на приобретение богатств и выгод, которые нельзя никому забрать с собою за пределы земной жизни, за порог смерти.

Но если человек все же опомнится и задумается над смыслом своего существования, то очень легко почувствует себя погибающим.

– В самом деле, – подумает такой человек. – Зачем я живу, зачем хожу на работу, стремлюсь заработать больше денег, если не знаю, когда покину этот мир. В лучшем случае я проживу 70-80 лет, а в худшем могу скончаться от болезни или несчастного случая уже завтра. Кто-то думает, что живет ради блага своих детей, но дети тоже смертны. Ради кого будет весь мой труд, все мои накопленные богатства, если я внезапно лишусь потомства? Неужели нет никакого иного, высшего смысла у этой жизни, который бы осветил и наполнил значением весь мой путь, все мои труды – и не только мои, но и каждого человека?

Задумавшись об этом, человек быстро обнаружит, что причин для оптимизма в окружающем его мире очень мало. Если материальная Вселенная живет и движется по разумным, величественным законам, то человеческое общество, напротив, являет собой пример неразумия, зла и хаоса. Мало того, что люди смертны, болезненны и убивают друг друга, но они еще стараются испортить эту краткую жизнь всеми возможными способами. Люди лгут, клевещут, спорят, раздражаются, крадут, не хранят супружескую верность, обижают сирот и вдов, насилуют, грабят.

Если, обнаружив это, человек помолится и крепко задумается над источниками такого плачевного положения, то он сможет обнаружить причину всех человеческих страданий, бед и смертей.

Эта причина называется – грех.

Грех - это нарушение воли Божией, промах мимо правильной цели человеческой жизни. Грешить могут только существа, одаренные разумом и свободой воли. Человек был с самого начала сотворен Богом, как разумное и свободное существо, для того, чтобы он мог свободно любить Бога и других людей. К сожалению, человек своей свободой однажды воспользовался вопреки благой воле Божией, согрешил – и продолжает грешить до сих пор. Бог насильно не запрещает человеку грешить, потому что такой насильный запрет означал бы лишение человека свободы воли. Бог не насилует нашу свободу. Бог только указывает человеку правильный путь, открывая людям Свои заповеди, - и уже от нас зависит, захотим ли мы следовать указанным спасительным путем или останемся на пути греха, рождающего смерть и несчастья.