Православие и современность. Электронная библиотека.

7 Впрочем, сама могила о. Валентина на Ваганьковском кладбище была срыта под братские могилы, но на кладбище, около церкви, стоит памятник ему.

8 Для церковного человека загсовская запись может иметь чисто юридическое значение, которое важно для получения некоторых наследственных прав, - не более. Поэтому на находящихся в гражданском браке, но не вступивших еще в церковный брак, распространяются все канонические постановления, касающиеся добрачных связей. По-видимому, иногда может быть сделано исключение, позволяющее приравнивать их к обрученным, но не венчанным, поскольку обручение не является таинством (имеется в виду 69 Правило Василия Великого из его третьего Канонического послания).

9 Здесь делается лишь попытка раскрыть внутреннее содержание чина обручения и цитируются только отдельные отрывки читаемых на обручении молитв.

10 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа вторая на слова "Жена привязана есть законом" и пр. // Беседы на разные места Священного Писания. Т. II. СПб., 1862, с. 513.

11 Последование обручения (см. Требник).

12 Был обычай кольцо жениха делать золотым, невесты - серебряным. В результате обмена кольцами жена ходила с золотым кольцом, а муж с серебряным.

13 Аллилуия - "славьте Господа, хвалите Господа". "Аллилуйя, - как писал М. Скабалланович, - есть песнь вечности от него веет духом глоссолалической таинственности" (Толковый типикон. Вып. III, с. 24).

14 Авраам Линкольн говорил: "Не говорите С нами Бог, а спросите себя, С Богом ли вы? Бог всегда с нами, а мы можем быть не с Богом".

15 По-славянски нудится, то есть "берется, достигается, получается в результате терпеливого, настойчивого, нудного труда". Общепринятый перевод на русский силою берется не совсем эквивалентен каноническому церковнославянскому тексту.

16 Перевод: "крестящиеся во (имя) Христа в Него облачаются". - Изд.

17 Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Париж, 1947, с. 351.

18 Цит. по: Троицкий С. В. Христианская философия брака. Paris, б. г., с. 220.

19 Протоиерей Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия // Православие в современном мире. М.-У., 1981.

20 Это подчеркивал еще свт. Игнатий Богоносец.

21 Свт. Игнатий Богоносец (I в.), Тертуллиан (II в.), прот. Иоанн Мейендорф и др.

22 Выражение свт. Игнатия Антиохийского (Богоносца), см. Писания мужей Апостольских. СПб., 1895, с. 310.

23 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Ефесянам 5:22-24.

24 Там же.

25 Пожалуй, возвращение древнего обряда бракосочетания и невозможно. Причащение в завершении венчания требует серьезного пересмотра сложившегося чина.

26 Настоятель храма Святого пророка Илии, что в Обыденском переулке г. Москвы (+ 1962).

27 Еп. Феофан (Говоров, 1815-1894), прозванный Затворником, канонизированный в 1988 г., оставил после себя огромное литературное наследство, до сих пор привлекающее к себе ищущих путей духовного совершенства.