Православие и современность. Электронная библиотека.

77 Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих Святые иконы или изображения. СПб., 1893.

78 Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. М., 1915; см. также Он же. Два мира в древне-русской живописи. М., 1916; Он же. Россия в ее иконе // Русская мысль. Кн. I, II. 1918 (указанные три работы проф. Е. Н. Трубецкого изданы в одной книге в Париже в 1965 г. под общим названием "Умозрение в красках", они же под названием "Три очерка о русской иконе" изданы в Новосибирске в 1991 г. и затем неоднократно переиздавались).

79 Свящ. Павел Флоренский. Иконостас // Богословские труды. Сб. 9. 1972, сс. 83-148.

80 Соколова М. Н. О древней иконописи // ЖМП. 1975, № 6, сс. 72-78; Она же. Картина и икона // ЖМП. 1981, № 7, с. 73. Жизни и деятельности М. Н. Соколовой посвящены две статьи в ЖМП (1975, № 5, сс. 25-7; 1981, № 7, сс. 16-19). Их следует дополнить следующим. Первым духовником ее был прозорливый священник-старец о. Алексий Мечев. Она возрастала в его общине на Маросейке, которую после его смерти и возглавил его сын о. Сергий. Эта община представляла монастырь в миру. В ее жизни Маруся Соколова принимала активное участие, занималась реставрацией и иконописью. Какая-то удивительная атмосфера мирности и спокойствия царила в ее скромной квартире на втором этаже старого дома у Андрониевской площади. От Марии Николаевны уже тогда веяло духовной сосредоточенностью и трудолюбием, когда она склонялась над иконописными досками или рисунками, а когда занималась другими делами, казалось, что она любовно и скромно приходит из другого мира.

81 Богословские труды. Сб. 23. 1981, сс. 3-74. Архиепископ Сергий сам был иконописцем, учился в Московской Духовной Академии, преподавал в ней, был епископом Новгородским, а последние годы проживал на покое в Лавре, продолжая заниматься иконописью. Его дед был ректором Академии.

82 Кстати, следует следить и за четким произношением читаемых детьми молитв.

83 В современных русских изданиях эта книга названа "Куда идешь". Автором она названа по-латыни "Qua vadis", поэтому название удачнее переводить на славянский, а не на русский язык.

84 Прекрасный разбор творчества Н. С. Лескова дал критик Л. А. Аннинский в своей книге "Лесковское ожерелье". Не все в творчестве Н. С. Лескова равнозначно. Его следует давать детям с учетом их возраста и "религиозной прочности", а начинать с легенд и преданий о христианах первых веков, потом давать рассказы и повести о праведниках XVIII и XIX веков, в частности, "Инженеры-бессребренники", где описывается жизненный путь свт. Игнатия Брянчанинова и его товарищей, и роман-хронику "Соборяне". "Мелочи архиерейской жизни" и особенно рассказ "Полунощники" следует исключить или отложить до "церковно-религиозной зрелости". Полезно отметить, что о. Савелий Туберозов, главный герой "Соборян", обрисован автором не столько как священнослужитель, сколько как общественный деятель в рясе, могущий выступать с амвона. Точно так же светским видением описан святитель Игнатий. Однако оба произведения могут быть небезынтересны и полезны для подростков.

85 Главы романа "Отверженные", посвященные епископу Мириэлю, могут быть использованы как пособие к курсу пастырского богословия в духовных учебных заведениях, "Соборян" Н. С. Лескова также очень полезно знать семинаристам.

86 Творчеству Ф. М. Достоевского посвящена огромная литература. Отметим работы Д. С. Мережковского "Толстой и Достоевский", где дается яркий сравнительный анализ двух гигантов мировой литературы, В. В. Розанова "Легенда о Великом Инквизиторе", Н. С. Булгакова "Терновый венец". Памяти Ф. М. Достоевского (изд. автора, СПб., 1907, опублик. также в журн. "Свобода и культура", 1906, № 2, ее. 17-36). Выдающийся анализ религиозного значения творчества Ф. М. Достоевского дал С. И. Фудель в труде "Наследство Достоевского" - глубочайшем литературно-богословском исследовании.

87 Следует воздерживаться от чтения Ги де Мопассана, не все приемлемо и в некоторых произведениях А. И. Куприна, И. А. Бунина и практически всех авторов современных "бульварных романов".

88 Цит. по книге Н. Е. Пестова "Пути к совершенной радости", ч. 9.

89 Особо следует выделить труды В. О. Ключевского (1841-1911). Каждый должен знать его "Курс русской истории", который учит не только истории, но и нравственности и хорошему русскому языку, - недаром автор был избран академиком изящной словесности. Ключевский был профессором Московского университета и Духовной Академии, и ряд его работ полезен для культурного и религиозно-нравственного развития.

90 К ним можно причислить книги из серии "Жизнь замечательных людей"; некоторые из них - научно-популярные работы, другие - романизированные биографии. Отметим книгу о Фарадее "Загадка магнита" Н. Д. Шаховской и М. Н. Шика. Написанная с удивительной ясностью и любовью, она принадлежит перу некогда известного московского священника о. Михаила Шика, расстрелянного в 1937 г., и его жены Наталии Димитриевны, матери пятерых детей, которая написала еще несколько книг ("Последнее путешествие капитана Скотта", книга о В. Короленко и др.); в довоенные годы ими зачитывались мальчишки.