Православие и современность. Электронная библиотека.

147 Втор 5:21, см. Исх 20:17.

148 Св. Иоанн Златоуст. Указ. соч, с. 475.

149 Св. Иоанн Златоуст. Указ соч., cc. 475-476.

150 Там же, ее. 474-475.

151 Там же, с. 479.

152 Приходится признать, что за два года, прошедшие со дня кончины о. Глеба, общественное мнение в области морали все больше смещается к полной аморальности, прикрываемой модными "широким взглядом на вещи" и "терпимостью". Все чаще и чаще приходится видеть, что среди молодежи, включая и подростков, целомудрие и чистота осуждаются как что-то позорное. Однако необходимо помнить, что такие умонастроения создаются и поддерживаются теми, кто в этом заинтересован, а не формируются в людях как бы сами по себе. В связи с этим можно вспомнить, что о. Глеб - в полном соответствии с установлениями древней Церкви - благословлял девиц из числа своих духовных дочерей быть в храме без платка. На их аккуратные головки, светящиеся лица радостно было смотреть. Эти девушки совершенно правильно понимали благословение батюшки как почет, воздаваемый целомудрию. - Изд.

153 Св. Василия Великого 1 каноническое послание. Правило 9-е // Книга Правил Святых апостолов, святых соборов Вселенских и поместных и святых отцев. М., 1911, с. 320.

154 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на разные места Св. Писания. Т. II, с. 471.

155 Джемс В. Психология. / под ред. Л. А. Покровской. М., 1991.

156 Добротолюбие. Т. I. М., 1900, с. 531.

157 Некоторые считают, что на их чувственность ничто внешнее не влияет. Возможно, - но тогда, спрашивается, зачем тратить время на пустые, легкомысленные вещи, а не использовать его для более полезных занятий. Вспомните слова ап. Павла: "Все мне позволительно, но не все полезно" (1 Кор 6:12).

158 В. А. Слепцов - писатель публицист (1836-1878). Тургенев советовал писателям показывать "преоригинальную личность" Слепцова вместо того, чтобы "выдумывать из себя" современных героев (Семенова М. В. А. Слепцов // Слепцов В. А. Избранные произведения. Л., 1970, с. 5).

159 Слепцовские коммуны обслуживались прислугой.

160 Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1981, с. 14.

161 Там же, с. 16.

162 Данные из статьи И. Волгина (Новый мир. 1981, ? 10, ее. 180- 181) и упомянутой книги Л. Аннинского.

163 Непредубежденный читатель "Анны Карениной" не может не заметить, что автор осуждает героиню и пишет о ней настолько резко, насколько это мог позволить себе воспитанный человек относительно дамы. И. А. Гончаров, представляя "Грозу" к премии, писал, что эта пьеса обличает отсутствие христианской морали в общественной жизни, так как в ней покаявшаяся грешница гибнет, а не кающаяся живет прекрасно. Можно видеть, насколько эти оценки далеки от официальных концепций советского литературоведения, внедрявшихся в школе.

164 Энгельс не был женат и не имел семьи, а вот Маркс женился на подруге детства и был счастлив в семейной жизни.

165 Социологические исследования. 1982, ? 1.

166 В свое время в публицистике промелькнуло упоминание о школьнице, ответившей на вопрос о причинах, по которым Татьяна не ушла к Онегину: "Так у нее же муж генерал".

167 Корнелий Тацит. О происхождении и местах обитания германцев // Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. М., 1981, с. 139.