Православие и современность. Электронная библиотека.

С порога я ее спросил: "Что, Валюша, устала быть маленькой?" От неожиданности она вздрогнула, а затем воскликнула: "Ой, да, дядя"?! Глаза ее засверкали, она заулыбалась и очень тепло и нежно поцеловала меня. Ей показалось что кто-то ее понимает. Дома же ее затюкали старшие братья и другие родичи. Она охотно беседовала со своим старым дядей и с удовольствием ездила на велосипедные прогулки. "Валюша, представь, что ты вдруг потеряла веру, - твоя жизнь станет богаче и радостнее или бедней?" "Что Вы, дядя! Об этом подумать невозможно. Конечно беднее, беднее, беднее! Как можно так ставить вопрос?" Сейчас она уже давно замужем, растит детей, работает.

Подросток с огромным интересом слушает рассказы о годах молодости своих родителей, их тогдашних взглядах и переживаниях. Эти рассказы и беседы очень помогают сохранить доверительные отношения между "отцами и детьми", углубить их, помогают юношам и девушкам пережить трудности переходного возраста. В значительной степени от родителей зависит, возникнут ли между ними и детьми обратные духовные связи, когда не только дети будут обогащаться духовным опытом своих родителей, но и родители - опытом своих детей, либо между ними произойдет вежливый или резкий раскол. Дети могут стимулировать переосмысление родителями своего прошлого жизненного опыта.

К любым сомнениям и мировоззренческим заскокам надо относится уважительно, любовно-терпеливо, подобно тому, как Иисус Христос уважительно и любовно относится к святому апостолу Фоме, прозванному в поколениях неверующим за то, что он не поверил сначала в Его воскресение (Ин 20:19-29). Конечно, должно быть не молчание, а своя собственная спокойно сформулированная принципиальная позиция. Очень важны в эти годы апологетические моменты в религиозных собеседованиях.

Для подростков и юношей опасность может представлять не только всесокрушающий критицизм, но и неумеренная религиозность. Есть старое аскетическое правило: "Монаха, по своей воле взбирающегося к небесам, сдерни за полу". Не случайно вновь приходящих в монастырь ставят на хозяйственные и другие послушания. Неумеренная религиозность может привести либо к быстрому охлаждению, либо к прелести, если говорить языком святоотеческой литературы, либо к психическим расстройствам, если говорить языком современной медицины. Чтобы уберечь от прелести, необходимо иметь опытного духовника и следовать его советам со смирением, ибо прелесть идет от гордости.

Детей надо с отрочества приучать к духовному послушанию, регулярной исповеди и Причастию. Особенно это необходимо для подростков с высокоразвитым религиозным чувством. Приучать детей к духовному руководству можно лишь в том случае, если постоянного духовника имеют сами родители. К сожалению, сейчас очень не хватает священников и особенно опытных духовников. Все предыдущие десятилетия власти кое-как терпели требоисполнителей и уничтожали либо лишали регистрации пастырей-духовников и проповедников.

Несколько слов о воскресных школах. Эти школы должны прежде всего воспитывать религиозное чувство нравственности и благоговения. К сожалению, родители иногда отдают в них своих детей из-за своего тщеславия, родительского престижа: "Мой (или моя) Н. учится в английской спецшколе, в музыкальной школе, занимается художественной гимнастикой, теперь посещает воскресную школу". Некоторые учащиеся воскресных школ не бывают на церковных службах, а кое-где стали очень увлекаться публичными концертами и т.д. в ущерб религиозному воспитанию своих питомцев. Необходимо обсуждение программ воскресных школ и обобщение опыта; он уже свидетельствует о благоприятном влиянии этих школ на детей.

Положительно отзываясь о воскресных школах, следует тем не менее подчеркнуть, что религиозное воспитание закладывается прежде всего в семьях, а всякие школы и кружки могут лишь помочь ему. Представляется необходимым организовывать курсы и лекционные чтения по религиозному воспитанию самих родителей, тогда легче будет вести работу в детских воскресных школах. Важными нам представляются катехизаторские курсы для взрослых. Они могут быть трех типов: 1) краткие курсы для подготовки взрослых, пришедших к вере, к принятию крещения, 2) курсы и кружки общего христианского образования, 3) курсы подготовки катехизаторов из числа мирян.

Воспитание любви и милосердия

Дивный гимн любви воспел ап. Павел:

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,