Православие и современность. Электронная библиотека.

Мы не отрицаем светскую музыку. Музыкальному человеку, живущему в миру, она необходима для выражения многих его чувств и настроений, но она должна быть возвышенной, расширяющей, очищающей душу, а не загрязняющей ее; так, глубоко религиозно содержание оперы Римского-Корсакова "Град Китеж" и т.д.

Закономерно появление и новых инструментов (два века назад многих шокировал рояль, сменивший старый добрый клавесин) и новых ритмов (некоторые музыковеды считают, что прежде классиков играли медленнее, чем теперь), и даже новых музыкальных рядов. Но всегда возникает вопрос: ради чего это происходит, на что воздействует, как влияет на человека? Ведь иногда даже у великих классиков под чудесным звуковым оформлением открываются весьма сомнительные образы. И классические произведения нуждаются в критической оценке с христианских позиций; некоторые из них, особенно западные, нередко несут сильный отпечаток чувственности ренессанса.

Музыкальные способности следует развивать всеми возможными способами. Полезно иметь дома записи классической и церковной музыки и периодически их прослушивать. Нам только кажется, что вне богослужения не следует слушать песнопения Евхаристического канона.

Более или менее способных к музыке детей следует учить ей "для души", для дома. Выход на сцену - удел для особо одаренных. Многие ученые, врачи и т.д. были прекрасными музыкантами-любителями. На профессиональном уровне играли на скрипке великий Эйнштейн, физик Макс Планк, прекрасно пел и играл на фортепьяно профессор-психиатр Д. Е. Мелихов114. Выдающийся химик-органик, профессор Петербургского университета А. П. Бородин получил всемирную известность как композитор, автор оперы "Князь Игорь".

Общий упадок духовной культуры очень явственно сказывается на рисунке и содержании пения и инструментальной музыки.

Оглушительные какофонии притупляют совесть, разум человека и отрицательно сказываются на физиологии слухового аппарата, что подтверждается как медицинскими наблюдениями над людьми, так и специально поставленными экспериментами над подопытными животными. Весь звуковой и красочный облик модной сейчас цветомузыки в дискотеках115 направлена на разжигание самой грубой чувственности. Этому же подчинена вся ритмика движения, - страшное триединство звука, света и движений, направленное к одной цели.

Постоянная шумная, взвинчивающая музыка, - вернее, не музыка, а оглушающий, наркотически воздействующий на психику набор звуков, - нужна князю мира сего для пленения человеков (а кое-кому - и для наполнения собственных карманов), ибо когда шум и грохот захватывают человека - совесть спит. В 20-х-30-х годах у входов в церкви устанавливались громкоговорители. Это был один из видов антирелигиозной деятельности "воинствующих безбожников". Многие наши современники нуждаются в этом шуме, в какофонии звуков; они привыкли к ним, им чужда благоговейная тишина. Она страшна им, ибо вводит человека в глубину самого себя и поднимает над дольним. Их не трогает пение птиц, стрекот кузнечиков, шум соснового бора: в лес, на природу они направляются с ревущими магнитофонами и приемниками. Современная оглушающая поп- и рок-музыка не только бездуховна, но и противоестественна, о чем говорит отношение к ней животных. Любящие скрипку змеи уползают от рок-музыки. Чтобы избавиться от слонов, ночами топчущих угодья одной индийской деревни, жители поставили по краям этих угодий громкоговорители с рок-музыкой, и слоны, не выдержав ее, ушли116.

Названия рок-групп, исполняемых ими песен однозначно раскрывают их содержание: Black Sabbath - "Черный шабаш" - так определяют себя молодчики из всемирно известной в определенных кругах группы. В европейских языках слово шабаш обычно означает непотребный праздник ведьм и чертей. Что же поет этот "Черный шабаш?" - "Шабаш, кровавый шабаш", "Обезглавленный крест", "Черная Луна", "Врата ада", "Злой мир", "Паранойя" - это только несколько характерных для рок-группы песен. "Мы... старались греметь как можно громче", - вспоминал один из членов этой группы. Если верить книге рекордов Гиннеса, эта группа долгое время была самой громкой группой мира.

Осенью 1987 г. в Москву приезжала и давала концерты группа, называющая себя "Коррозией металла". В зале, как свидетельствует девушка-журналист - очевидец, была в основном молодежь в возрасте от 14 до 25 лет, присутствовали младшие подростки. Исполнение сопровождалось экзальтацией всего зала. Слушатели выбрасывали вверх руки, сжатые в кулак, с двумя торчащими, как рога, крайними пальцами. "Наш царь Вельзевул" - пели артисты. "Сатана!" "Сатана!" - кричал в восторге зал, поднимая над головами свои рогатые руки. Молодежь постарше, имевшая уже некоторую материальную независимость от родителей, была одета в черные кожаные и псевдокожаные куртки с множеством металлических украшений. У некоторых как поругание в одном ухе серьгой висел маленький крест.

В 1989 г. в Москве проходил международный фестиваль рок-музыки. Ежедневно в Лужниках на нем присутствовало около 70 тысяч человек. Зрители входили в экстаз, раздевались, бросали на сцену свои вещи. Одного абсолютно нагого молодого человека, не знавшего, где его белье и другая одежда, пришлось выводить с концерта, завернув в брезент. Буйства продолжались и после концертов. Этот фестиваль доставил немало забот столичной милиции.

Рок-музыка - это не просто музыкальная форма, музыкальное течение, - это определенное мироощущение и мировоззрение. Одна струя в нем смыкается с сатанизмом, другие - с некоторыми мистическими течениями Востока, третьи - с откровенной порнографией.

Иногда они прикрываются крикливой фразеологией и пытаются участвовать в актах милосердия. Создается приманка: "хоть мы и поем "Наш царь Вельзевул", но мы добрые. Идите к нам"!

Не надо говорить о безопасных формах рока, - все познается своим концом. Важно завлечь невинного мальчика и девочку маленькими шуточками, а затем втянуть их в свальный грех - и поклонение сатане. Блюдите како опасно ходите.

Вот что говорится в некоторых рок-песнях: