E. Sirin ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
После того как Фессалоникийцы получили Первое послание и про­читали среди народа, как повелено было им (1Фес.5:27), праздные ревнители суетного вместо того, чтобы трудиться и есть по заповеди, им данной (2Фес.3:10), еще более стали прельщать и соблазнять ближних своих, дабы тех, которые отторгнуты были от отступничества (в вере)

E. Sirin ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ После того как Фессалоникийцы получили Первое послание и про­читали среди народа, как повелено было им (1Фес.5:27), праздные ревнители суетного вместо того, чтобы трудиться и есть по заповеди, им данной (2Фес.3:10), еще более стали прельщать и соблазнять ближних своих, дабы тех, которые отторгнуты были от отступничества (в вере)

, пленить разными хитрыми способами и ввести в заблуждение. Диа­вол искушал Фессалоникийцев гонениями, которые раз и два воздви­гал на них. И поскольку они отказывались отрицать Христа, то самих же тех празднолюбцев и сделал (сатана) проповедниками пришествия Господа, дабы через пришествие, которое по их проповеди должно было наступить немедленно, смутить и отклонить ожидающих тако­вого (немедленного) пришествия (Господня)

, то есть отвлечь и откло­нить от истинного пришествия, которого они ожидали. Эти лжеучи­тели и их сотоварищи, коими овладел сатана, выдумывали также и ложные видения и соблазняли простой народ лживыми речами. Писа­ли даже и послания от имени апостола и читали пред ними, чтобы всякого рода злоухищрениями отвлечь их, по крайней мере, от истин­ной веры в пришествие Господа нашего, когда оказались не в состоя­нии отклонить их от Самого Господа.

Впрочем, эта слабость была у некоторых из них с самого начала, почему и в Первом своем Послании увещал их, говоря: о годах и временах нет нужды писать вам (1Фес.5:1). Но когда узнал и уразумел Павел, что заблуждение возобновилось че­рез тех, которые со всяким старанием проповедовали его, снова ре­шается писать к ним, говоря так: Глава 1 (Ст. 1).

Павел и Силван и Тимофей – церкви Фессалоникийцев, в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе. Между тем как отверженные язычники заслуживали порицания и были исполнены постыдных дел, так что за свои заблуждения назначены были к мечу и погибели, Бог, однако же, возлюбил их, так что по обращении их стал называться От­цом их, коим прежде не желал именоваться даже Богом. (Ст. 2).

Благодать, говорит, чрез благодать Евангелия, которая с нами пребывает, и мир от Бога Отца нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа [по синодальному переводу (русскому): благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2Фес.1:2)]. (Ст. 3). Благодарить должны мы всегда Бога за вас, потому что слы­шим, что возрастает вера ваша посредством терпения вашего, и со дня на день умножается любовь каждого из вас друг к другу при взаим­ном вашем старании о сем. (Ст. 4).

Так что и мы сами в вас хвалимся во всех церквах, чрез вас внедряя другим ревность к подражанию вам рассказами о вере вашей и о том, что вы ни в чем не смущаетесь и не уклоняетесь, – и о терпении вашем не в одном только гонении, но во всех скорбях ваших и преследо­ваниях на вас, коим подвергаетесь. (Ст. 5). В доказательство праведнаго Суда Божия, – то есть чрез терпение ваше возвещается праведный Суд Божий, ибо не всуе подвер­гаетесь этому, но дабы чрез это вы достойными соделались Царства Бо­жия, за которое и терпите. (Ст. 6-7).

Ведь праведно у Бога воздать, то есть на последнем Суде, оскорбляющим вас скорбию, – а вам, в сем мире оскорбляемым одинако­вой с нами скорбью и терпеливо переносящим страдания, будет упоко­ение с нами в день откровения Того, за Кого вы и мы терпим преследо­вание. Он приидет с неба, – не в уничижении, как в первое пришествие Свое, но приидет в величии Своем, с Ангелами силы Его. (Ст. 8).

И притом приидет Он не для того, чтобы быть судимым, но приидет в пламени огня для назначения на Суде отмщения не ведущим Бога: язычникам, которые доселе не пожелали познать Бога, и Иудеям. не подчиняющимся Евангелию Господа нашего Иисуса Христа. (Ст. 9). Ибо они подвергнутся наказанию, и притом не временному, ибо то будет век не временный, но в погибели вечной, от лица Господа нашего Иисуса Христа, Который претерпел от них поругания и подверг­ся от них оскорблениям, и от славы силы Его, то есть от славы, кото­рой будут облечены Ангелы и окружающие Его Силы. (Ст. 10). Когда же постигнет это нечестивых?

Когда приидет про­славиться во святых Своих и явиться дивным во всех уверовавших, то есть когда возсияют праведники, как солнце, на небесах (Мф.13:43), и верующие восприимут дивную награду свою, – в день тот вы явите, что принято верою (и достоверно) свидетельство наше о вас. (Ст. 11). Потому просим в наших молитвах о вас, да соделает вас Бог достойными звания своего, ибо Он вас призвал и возбудил (к вере) через нас, и да исполнит в конце (мира)

всякое благоволение благости и всякое дело веры в силе Божией, то есть да воздаст вам при кончине века не за дело только веры вашей, но и за благие ваши пожелания добра, хотя бы по немощи вашей вы и были не в состоянии исполнить их в делах. (Ст. 12). Дабы прославилось имя Господа нашего Иисуса Христа в вас там, как и здесь, – и мы да прославимся через сохранение ваше, по благодати Бога и Господа нашего Иисуса Христа, которая при­звала нас и укрепила для проповеди язычникам. Глава 2 (Ст. 1-2).

А о пришествии Господа нашего, о котором вы беспокои­лись, и о нашем собрании верующих, когда именно соберемся к Нему, – (просим вас) не скоро колебайтесь ( не подвергайтесь скорым колебани­ям) от ума (умом) вашего, вследствие ложных сведений, усердно со­общаемых вам, – и нимало не смущайтесь в духе, то есть ложными видениями, которые показывают вам, или хитроумными и обольсти­тельными словами, которые говорят вам, и даже ложными посланиями, совсем нами не писанными, но как бы чрез (от) нас посланными. (Ст. 3).

Итак, никто вас да не обольстит никоим из подобных обра­зом, и не думайте, что будто бы уже настает день Господа нашего; по­елику, если прежде не прийдет или один из его пророков, или множе­ство апостолов его, которые имеют явиться перед тем отступником, – но доколе не последует скончание пророков и апостолов его, которые будут посланы перед ним, – и после них придет сам отступник, и будет открыт (явится)

человек греха, сын погибели, – а потом уже будет пришествие (Господа). Отступником назвал его, дабы показать, что как мятежник отпал он и изменил, когда захотел и потому что за­хотел. Человеком же греха наименовал его, дабы указать на то, что через человека (как человек) придет он, а не в образе (только) человека, ибо пришествию Господа нашего подражает: человеком придет он не из язычников, но из самого народа (Израильского)