Православие и современность. Электронная библиотека.

Он проводил свою гостью до двери. Уже наступил зимний ранний вечер, и духовнику показалось, что она исчезла, будто растаяла в сгущающейся темноте.

Примечания

1 См.: Мф. 5, 3–4. Здесь и далее все сноски и примечания принадлежат издателям.

2 Ср.: 1 Кор. 15, 10.

3 Ср.: Гал 4, 19.

4 Имеется в виду, что невозможно спасение для грешника, который пребывает в своем грехе, не обращается к покаянию.

5 Здесь отец Рафаил говорит о состоянии человека, всецело предавшегося служению своим страстям, о своего рода «смерти прежде смерти» — смерти духовной. Человек в таком состоянии уже не выбирает, а просто живет во грехе, ставшим для него естественным состоянием. Однако способность выбора как таковая остается у каждого из нас до самого исхода из этой жизни, в каком бы духовном или душевном состоянии мы ни находились. «Возможность выбирать атрофировалась» не строгое определение, а скорее, образ, используемый автором.

6 «Не может» — это очень условно: для Бога нет ничего невозможного. Просто этот дар, дар свободы, по замыслу Божию, является неотъемлемым.

7 Ср.: Пс. 50, 7.

8 Речь идет о неродившихся младенцах и о тех, кто не услышал в своей жизни проповеди о Христе.

9 Ср.: Ин. 1, 46.

10 Ср.: Мф. 18, 3.

11 В Церкви существует семь Таинств. Однако иногда «восьмым таинством» именуют монашество, а иногда, как это делает отец Рафаил,— послушание.

12 См.: Мф. 20, 1–16.

13 Автор имеет в виду два состояния. Первое — когда человек чувствует сильное побуждение к молитве, молится легко, с желанием, вспомоществуемый благодатью. Второе — когда для молитвы требуется понуждение себя. Такую молитву отец Рафаил назвал здесь «волевой».

14 Пс. 33.

15 См.: Деян. 17, 23.

16 Ср.:Пс. 19, 5.

17 См.: Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы. Лествица. Слово особенное к пастырю. Глава 14, 4.

18 См.: Ин. 8, 44.

i Манихеи – последователи учителя Мани (216–277), появились в Персии и быстро распространились от Рима до Китая; были гонимы уже в царствование Диоклетиана (284–305), но просуществовали в разных странах до VI–IX вв., хотя массы народа не были затронуты их ересью. В их учении прослеживаются зороастризм (по другому мнению – гностицизм) с элементами вавилонских религий, христианская идея Мессии и аскетизм, заметно влияние буддизма. Манихеи признавали два противоборствующих царства: света и тьмы, добра и зла, духа и материи, Бога и диавола. Борьба этих двух царств, по их мнению, завершится катастрофой, в которой материя погибнет, а дух освободится. Человек считался творением диавола, а брак, земледелие, торговля – преступлением. Вместо Троицы в манихействе фигурирует седмерица. Роль Мессии Мани брал на себя, Иисусу Христу отводил куда более скромное место. Погиб Мани мученически: был распят персидскими магами.

ii Альбигойцы (от названия г. Альби), или тулузские еретики,– секта, распространившаяся на юге Франции в XI в. и разделявшая взгляды катаров и вальденсов. Альбигойцы считались преемниками манихеев. Вели они строго аскетическую, нравственную жизнь и проповедовали апостольское христианство. Отлучены от Церкви в 1119 г. за отвержение Пресвятой Троицы, Таинств Причащения и брака, смерти и воскресения Спасителя и за проповедь перевоплощения душ. В 1209 г. был начат жестокий крестовый поход против них. В г. Лезьере, взятом крестоносцами приступом, были умерщвлены две тысячи человек без различия исповеданий. Поход вылился в завоевательную войну Франции на юге. Во время другого крестового похода против альбигойцев (1231) была создана инквизиция.

iii Уайльд Оскар (1854–1900) – английский писатель, поэт и критик, эстет, испытавший сильное влияние французского символизма, типичный декадент, сторонник «искусства для искусства». Был склонен протестовать против прозы повседневности и демонстрировать свою оригинальность. Окончил Оксфордский университет, в двадцать семь лет опубликовал первый сборник стихов, через год совершил турне по Америке, где выступал с лекциями поэстетике и опубликовал революционную мелодраму «Вера, или Нигилисты» (1882). В 1886 г. вместе с Б. Шоу подписал петицию о помиловании чикагских анархистов, в 1891 г. написал эстетический манифест «Душа человека при социализме» и роман «Портрет Дориана Грея». В нем герой, выразитель идей Уайльда, гонится за наслаждениями, пренебрегая нормами морали, по принципу: «Цель жизни – самовыражение». Роман был воспринят как проповедь эстетского аморализма. 1895–1897 гг. Уайльд провел в тюрьме по обвинению в принуждении к содомии, затем поселился в Париже; ничего значительного после тюрьмы не создал.

iv Августин Блаженный (354–430; память 15/28 июня) – епископ Гиппонский с 395 г., прошел через увлечение манихейством, скептицизмом и неоплатонизмом. С его «Исповеди» начался поворот христианской мысли к антропологической проблематике. Боролся с манихейством, донатизмом, пелагианством, язычеством. Вплоть до Фомы Аквинского (XIII в.) был непререкаемым авторитетом в католицизме. Развил идею свт. Амвросия Медиоланского о двух градах: граде земном, основанном на любви к себе, доведенной до презрения к Богу, и граде Божием, зиждущемся на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. Государственную власть характеризовал как «большую разбойничью шайку», тем не менее необходимую. Оставил Августин 93 сочинения в 132 книгах.