Православие и современность. Электронная библиотека.

v Святитель Василий Великий (ок. 330–379; память 1/14 января, 30 января/12 февраля) – архиепископ Кесарии Каппадокийской, вселенский учитель. Родился в богатой и знатной семье ревностных христиан: дед Василия был мучеником, четверо из девяти братьев и сестер свт. Василия прославлены в лике святых. С детства подружился со свт. Григорием Богословом, дружба их продолжалась всю жизнь. Получив в Афинах прекрасное образование, около 357 г. свт. Василий возвратился в Кесарию и вступил на путь аскетической жизни. В 362 г., когда распространилась ересь Ария, свт. Василий вернулся из своего отшельничества в город, чтобы бороться с ересью, и принял священнический сан. Он составил чин литургии и написал множество богословских сочинений, основал два монастыря и устроил много благотворительных учреждений, все свои средства и средства своей Церкви употреблял на пользу бедных. По преставлении свт. Василия Церковь тотчас стала праздновать его память.

vi «Исповедь» блж. Августин начал писать, будучи епископом, в 397 г. Она стала первым памятником высшего, исповедального типажизнеописания, по образцу которого впоследствии было написано много автобиографий. Голос совести звучит в «Исповеди» на предельно высокой ноте: ведь Августин обращается к Самому Богу: «Как горел я, Господи, как горел я улететь к Тебе от всего земного. Я не понимал, что Ты делаешь со мною… В то время, Ты знаешь это, Свет моего сердца, мне не были еще известны эти слова апостола…»,– вот интонации «Исповеди» (кн. 3, IV, V. М., 1991. С. 90, 91).

vii Ориген (около 185–254) родился в Александрии и получил блестящее образование. Отец его стал христианским мучеником, когда сыну было семнадцать лет. Ориген хотел последовать отцу, но мать не дала ему это сделать. Ревность о Боге сжигала Оригена: он стал много поститься, мало спал, ходил босой и даже оскопил себя, чтобы избежать соблазнов. В восемнадцать лет Ориген сделался наставником в огласительном училище, которое стало при нем подлинным интеллектуальным раем, по словам учившегося в нем свт. Григория Неокесарийского. Во время гонения на христиан в 216 г. Ориген нашел убежище в Палестине, где устроил такое же училище, «Александрию в миниатюре», но был отозван на родину. В 231 г. в Кесарии Палестинской был рукоположен в сан священника, однако рукоположение это было опротестовано из-за его членовредительства, и Ориген был отлучен от Церкви. Ориген обладал чрезвычайным авторитетом, к нему приезжали издалека, чтобы только послушать его, и каждое его слово стенографировалось. Во время гонений императора Декия Ориген в Тире был заключен в тюрьму. Его держали с железными цепями на шее или по несколько дней растянутым на орудии пыток, но от веры христианской он не отрекся и был выпущен из тюрьмы, после чего вскоре умер. Почти через 300 лет после этого он был обвинен в десяти ересях на Поместном Константинопольском Соборе (543) и предан анафеме в 553 г. на V Вселенском Соборе, а сочинения его были объявлены подлежащими сожжению. Во многих случаях идеи Оригена стали классическими для христианского богословия, но, с другой стороны, ряд из них послужил питательной почвой для множества разных ересей, начиная с арианской. В корне ошибочным было его учение о Боге, о Христе как «твари», о «душе Христа», о предсуществовании душ и их переселении, о грехе, смерти, о спасении всех, в том числе и диавола. Таинства Церкви он понимал чисто символически, Священное Писание толковал аллегорически, до полного пренебрежения его историческим смыслом.

viii Апокатастасис (от греч. ????????????? – возвращение, восстановление, приведение в первоначальное состояние) – термин, который использовал Ориген, вкладывая в него такой смысл, что обратятся, воссоединятся с Богом и спасутся все твари, в том числе диавол. Учение это было отвергнуто Церковью в VI в., как ересь.

ix Синергия (от греч. ???????? – содействующий, помогающий) – соработничество Бога и человека. Спасение человека есть дело Богочеловеческое, оно непременно требует полноты участия как Божественного, так и человеческого начала. Человек деятельно участвует в том, что совершает в нем и через него благодать Божия: Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам (Иак. 4, 8). Об этом согласно друг с другом учили все святые отцы Православной Церкви. Наиболее полную разработку понятие синергии получило в работах свт. Григория Паламы. У отца Рафаила слово «синергия» в отношении диавола приведено по аналогии и, конечно, такое сочетание кажется непривычным.

x Монада (от греч. ????? – единица, единое) означает элемент бытия, рядоположенное монаде понятие – «диада». Понятие монады было введено в античной философии, в платоновской Академии, под влиянием пифагореизмаи впоследствии широко использовалось вплоть до ХХ века. Специальное учение о монадах, монадологию, создал Лейбниц. Его монады подобны атомам, но нематериальны в отличие от них и обладают психической активностью, они «постоянные живые зеркала вселенной». Монады делятся на примитивные, монады-души и монады-духи; ими объясняется непрерывность психической жизни и всеобщая взаимосвязь происходящих во всем мире процессов. У Оригена монадой или единством называется Бог. Присутствует она и в теософии: «Согласно теософскому учению, человек по сути своей представляет собой монаду, частицу Божества… Эта монада… потенциально содержит в себе все Его добро и совершенство… он [человек] должен постараться разбудить все дремлющие в нем силы» (Паври П.Т. Теософия в вопросах и ответах / Пер. с англ. М., 1997. С. 139).

xi Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – сын известного историка С. Соловьева, написавшего историю России в 29 томах. Дед Соловьева был священником. Соловьев получил разностороннее образование: три с половиной года проучился на физико-математическом факультете Московского университета и ушел из него, в 1873 г. получил степень кандидатапо историко-филологическому факультету, а уже через год защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)», принесшую ему широкую известность. В 1880 г. защитил докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал» и стал преподавателем, лекции его вызывали огромный энтузиазм. Однако через год, когда произошло убийство Государя Александра II, он выступил против смертной казни убийц и был удален за это из Петербурга. Этим завершилась его преподавательская карьера. В 1880-е гг. по приглашению римо-католиков выезжал за границу и опубликовал там две книги, где с похвалой отзывался о Католической Церкви. После выхода второй из них, «Россия и Вселенская Церковь», духовник отказал ему в причащении, сказав: «Иди на исповедь к своим католикам». Соловьев семь лет переживал этот отказ и наконец в 1896 г. получил причастие от католического священника. На этом основании католики считают его принадлежащим к их Церкви. Не причащаясь затем еще три года, перед самой смертью Соловьев призвал православного священника и принял от него Святое Причастие. В возрасте сорока семи лет он скончался в имении князей Трубецких «Узкое» (современный московский район Ясенево).