Православие и современность. Электронная библиотека.

xxv Акмеистами (от греч. ???? – высшая степень, расцвет) назывались русские поэты 1910-х годов: Городецкий, Кузмин, ранние Гумилев, Ахматова и Мандельштам, заявившие об отказе от символистских стремлений к идеальному, многозначности и зыбкости образов и о возврате к материальному, предметному, земному миру, к точному слову. Как и всё, отпочковавшееся от символизма, акмеизм нес наименование декадентства.

xxvi Фихте Иоанн Готлиб (1762–1814) – немецкий философ, эволюционировавший от субъективного идеализма к объективному. Находился под влиянием Спинозы, Канта, тяготел к солипсизму. Родился в семье бедного сельского ткача, получил хорошее образование на теологических факультетах двух университетов, но от карьеры пастора отказался, а увлекся идеями Французской революции и был лишен должности профессора университета за проповедь атеизма. К церковной религиозности, прежде всего христианской, относился отрицательно.

В 1810 г. стал первым выборным ректором Берлинского университета. В «Наставлении к блаженной жизни» науку ставил выше нравственности и религии, философию понимал как средство изменения общественного сознания и через него – общественного бытия, Французскую революцию оценивал как следствие идей Руссо и Канта. Немцев считал избранным народом, призванным возглавить все европейские нации и спасти их от «внутреннего разложения и надвигающегося упадка». Философия Фихте оказала влияние на Шеллинга, Гегеля и немецкий романтизм. Умер от тифа.

xxvii Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – представитель немецкой классической философии, деист, создатель идеалистической теории диалектики. Учился в Тюбингенском теологическом институте, кандидат теологии, семь лет был домашним учителем, восемь лет – директором гимназии, последние пятнадцать лет жизни – профессором философии в немецких университетах. Был приверженцем Канта и Фихте; от прочих немецких философов отличается повышенным интересом к истории духовной культуры. Гегель начал писать философские произведения, еще будучи студентом-теологом, причем настроенным к христианству очень критически, и писал он на тему религии. Вскоре критичность эта переросла во враждебность. Он мечтал о республике, в исторически-конкретном христианстве видел социальное зло, корень же этого зла – в авторитарности, «принудительной вере» христианства. Обществу, по его мнению, необходимарелигия, поскольку она поднимает моральность, но она должна быть лишена теологической догматики, клерикальности и фанатизма. Такая религия имела место в античных республиках, казавшихся ему политическим раем, но своим именем – язычество – Гегель проповедуемую им религию не решился назвать, а называл ее «религией откровения», христианством, просветленным философией, и «народной религией». Всемирно-историческими народами он считал в прошлом греков и римлян, в настоящем – германцев. Гегель оказал огромное влияние на марксистскую философию, экзистенциализм и др. Умер от холеры.

xxviii Гностики (от греч. ?????? – познание, знание) – Симон Маг, Василид, Маркион, Валентин, манихеи, павликиане, богомилы, катары и др., вообще последователи религиозно-философских учений, возникших в I в. и стремившихся путем синтеза различных верований, а также философий, паранаучных тайных учений и мистериальных культов достичь познания сущего. В этом всеобъемлющем знании – «истинном» знании о Боге и конечных тайнах мироздания – они видели всемирный синтез и спасение людей, слияние их с божеством. Между Богом и миром гностики ставят целую серию ипостасей, а человек понимается имикак средоточие мирового процесса. Познание человеком своего внутреннего «я», раскрытие им своей божественности делает возможным и познание мира, причем познание не столько рациональное, сколько мистериальное. Гностиками они считали людей исключительных, способных созерцать истину. Нередко Бога считали злым демиургом, создавшим мир по ошибке. Со Священным Писанием обращались крайне свободно. В социальном плане идеалом их было братство, равенство и единство людей. На гностических идеях были сформированы несколько католических орденов, в том числе орден тамплиеров, розенкрейцеров, а также тайные масонские общества. Например, глава «Гностической церкви», созданной в 1887 г., Жюль Дуанель провозгласил гностицизм делом сатаны. Характерно, что сам Дуанель был представителем видной масонской организации, называемой Великий совет Франции, и являлся членом ее высшего совета. До наших дней гностицизм продолжает служить питательной почвой для множества ересей.

xxix Валентин (ум. в 160) – самый значительный гностический философ, родился в Египте, в 140 г. прибыл в Рим, где стал знаменитым. Христос, по его мнению, был только Высшим Учителем, учившим Божественной мудрости, которая якобы сводилась к учению Валентина. Последнему будто бы была открыта от апостолов тайна Божественной жизни. Изложим ее кратко. Первоначально существовало Божественное Первоначало, Глубина, Первоотец. Но Оно имело Мысль, и эта Мысль обаянием своим соблазнила его; так появилась новая пара божественных существ, а за ней стали появляться все новые и новые пары. Всего этих существ-эонов («вечносущих») – тридцать, вместе они образуют Полноту, или Плирому, Божества. Имена этих эонов: Ум (Единородный), Истина, Слово, Жизнь, Человек, Церковь, Христос, Дух Святой и др. Последним эоном была Мудрость, София. Но она воспылала страстью и родила жалкий выкидыш Ахамот. Чтобы спасти его, все эоны совместным творческим усилием создают Иисуса, совершеннейший плод всей Плиромы (Он не идентичен Христу). Ахамот создает Демиурга, весьма совершенного, но считающего Себя, по Валентину – неоправданно, единственным Богом и Творцом, о чем Он и учил евреев. Система Валентина в действительности намного запутанней, но даже из ее краткого описания ясно, насколько она далека от христианства.

xxx Василид (II в.) был гностиком, родом из Сирии, переселившимся в Александрию, посещал они Персию. Источником своих знаний называл тайное учение апостола Петра, будто бы переданное ему, и «мудрость варваров». Абсолютное начало, по Василиду, неизреченно, оно есть потенциально всё, потому что обладает универсальной потенцией, «панспермией». Проявление всего этого потенциального происходит в трех видах бытия: тонкого, грубого и духовного. Первый владыка мира – Архонт и второй – Демиург (которым подчиняются 365 астральных ангелов, управляющих 365 звездными сферами) не знали о высшей духовной потенции, пока она не проявилась в воплощении Христа, привлекшего к Себе силу Духа Святаго. Просвещенные Евангелием духовные существа возносятся вслед за Христом в сферу абсолютного бытия, а материальный мир, пребывавший до этого в мучении, погружается в состояние равновесия, блаженного неведения.