Православие и современность. Электронная библиотека.

xxxviii Визионерство (от лат. visum – видение, воображение) – религиозная жизнь, как правило, экзальтированная, сопровождающаяся видениями. В Православии визионерство оценивается как бесовская прелесть. Святые отцы Церкви «от всякого видения, от всякого гласа вне и внутри тебя… повелевают отвращаться, как от явного повода к самообольщению. Храни ум твой безвидным; отгоняй все приближающиеся к нему мечты и мнения»,– учат они (Свт. Игнатий [Брянчанинов]). Творения: В 5 т. СПб., 1904. Т. 2. С. 125).

xxxix Священномученик Дионисий Ареопагит (память 3/16 октября и 4/17 января) – судья афинского ареопага, обращенный в христианство св. апостолом Павлом (см.: Деян. 17, 34), апостол от 70-ти, ставший первым епископом Афин. Был очевидцем солнечного затмения и успения Пресвятой Богородицы. Во второй половине V в. под его именем появились десять писем и четыре трактата («Ареопагитики»), оказавшие большое влияние на последующую богословскую мысль.

xl Бальмонт Константин Дмитриевич (1867–1942) родился в дворянской семье. Из гимназии был исключен за принадлежность к народовольческому кружку. Год проучился на юридическом факультете Московского университета, но был исключен за участие в студенческом движении и выслан в родную Шую под негласный надзор полиции. Через два года ему было разрешено продолжить учебу, но через несколько месяцев он бросает ее. В двадцать три года женился, пристрастился к алкоголю и пытался покончить с собой, выбросившись из окна третьего этажа, в результате чего почти год пролежал в лечебнице. В том же 1890 г. вышел первый сборник его стихов, не имевший успеха, но уже в 1894 г. Бальмонт стал признанным символистом. «Я – изысканность русской медлительной речи,– писал он,– предо мною другие поэты – предтечи». В 1896–1897 гг. путешествовал по Европе. В 1901 г. был лишен права проживания в столичных и университетских городах за стихотворение «Маленький султан». В 1902 г. проживает в Европе, в 1905 г. снова покинул Россию на семь лет, нелегально, опасаясь расправы властей за сочувствие революции, совершил несколько кругосветных путешествий. В 1913 г. вернулся в Россию, склонный к запоям. Февральскую революцию встретил восторженно, октябрьскую не принял. Он голодал и нищенствовал в Москве. В 1920 г. выпросил себе у Луначарского временную заграничную командировку, а выехав в Париж, отказался вернуться на Родину. Там он жил в безвестности и нищете, в комнатке с разбитым им окном, всегда завешенным портьерой. С 1937 г. стало прогрессировать его психическое заболевание, и умер он, почти потеряв рассудок, в пригороде Парижа, в приюте «Русский дом».

xli Блок Александр Александрович (1880–1921) родился в дворянской семье, отец его был профессором, мать переводчицей. Вырос он в семье деда, знаменитого ботаника А. Бекетова, бывшего одно время ректором Петербургского университета, в нравственно здоровойатмосфере, рано начал писать стихи, мечтал стать актером. Окончил названный университет, был поклонником Соловьева, особенно его идей «мировой души» и «вечной женственности», но христианства его не воспринял. В двадцать три года женился на любимой им дочери Д.И. Менделеева и напечатал свои первые стихи; через год вышла его первая книга «Стихи о Прекрасной Даме». Вскоре счастье его было нарушено предательством самых близких ему людей: его друга, Андрея Белого, и жены. Белый был вызван Блоком на дуэль, но во время дуэли состоялось их примирение, после чего жена не оставляла Блока до самой смерти, но появившийся внутренний дискомфорт уже никогда не переставал мучить его; некоторое время он, по его словам, «страшно пил». К 1906 г. Блок стяжал славу одного из самых знаменитых русских поэтов-символистов, но скоро стал симпатизировать Горькому и встал в оппозицию к символизму. В 1916 г. был призван в действующую армию, где служил табельщиком, на передовую идти отказывался. Крушение Российской империи принял с радостью, в 1917 г. присутствовал в Петропавловской крепости на допросах царских министров, сразу выразил готовность сотрудничать с советской властью и много сделал для создания новой советской культуры, был первым председателем Союза поэтов. Эта лояльность стоила ему дорого: после выхода в свет поэмы «Двенадцать» друзья объявили ему бойкот, перестали подавать руку при встрече и отказывались выступать с ним на литературных вечерах. В 1919 г. при ликвидации эсеровских организаций был на несколько дней арестован. Бытовые условия, как и у большинства людей в то время, у него были самые тяжелые, питалась его семья в основном селедкой. Блок страдал от нескольких болезней, его психическое заболевание быстро прогрессировало, он не хотел жить и выбрасывал лекарства в печку. Скончался в сорок один год от болезни сердца.

xlii Бодлер Шарль (1821–1867) – лучший французский поэт середины XIX в., родоначальник символизма. Ребенком был отдан в приют, когда после смерти отца его мать повторно вышла замуж. Революцию 1848 г. провел на баррикадах, опьяненный «вкусом к мести и естественным удовольствием от разрушения» (ср.: История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для студ. пед. ин-тов… В 2 ч. / Н.П. Михальская и др. М., 1991. Ч. 2. С. 208), тогда же появился у него замысел книги «Цветы зла» (1857). Книга была встречена взрывом негодования. Состоялся суд, и она была признана безнравственной, а поэт обвинен в разврате. Для Бодлера характерна эстетизация смерти, распада, всего уродливого, порочного и противоестественного, например части скелета для него «большим подобны цветам» (там же, с. 211); своих возлюбленных он называет «мой бог, мой Вельзевул» (там же) или «черная Венера». О себе Бодлер пишет так: «Я сердца своего вампир, / глядящий с хохотом на мир / и сам бессильный улыбнуться» (там же, с. 212) и «труп меж трупами, в ком все давно мертво» (там же). Племени Авеля он говорит: «Словно лесные клопы, вы без счета!», а племени Каина: «Каина дети! на небо взберитесь! / Сбросьте неправого Бога на землю!» (там же, с. 214). Любовь к природе Бодлер считает проявлением тупости; на заповедь любить людей отвечает: «Не хочу!» (там же, с. 212). Своего благополучного и «невинного, честно-близорукого читателя благонравных книг» он презирает: «Когда у сатаны в науке / ты совершенства не достиг, / брось! Не поймешь ты этот крик» (там же, с. 214). Еще в ранние годы он стал «искать забвения в неестественных ощущениях», вине и гашише (Культура и культурология : Словарь / Сост. и ред. А.И. Кравченко. М., 2003. С. 177) и к сорока годам был уже совершенно болен. Вид идущего мрачного Бодлера пугал всех. Его «последние 14 месяцев жизни – паралич и афазия, потеря речи, как следствие полученного в молодости сифилиса, злоупотребления наркотиками и алкоголем» (с. 178).

xliii Верлен Поль (1844–1896) – один из основоположников символизма, был сыном офицера, служил чиновником парижской ратуши. Стихи начал писать под влиянием Бодлера. Отличительными их мотивами были глубокая беспредметная тоска, безотчетная меланхолия и вопли отчаяния. Из всех символистов был наиболее близким к жизни и ясным поэтом. В одном из стихотворений Верлен призвал поэтов отдавать предпочтение неясным, смутным образам и тонким нюансам и переливам, а не резким тонам. Символисты восприняли его слова как свой манифест, он упрекал их за это: «Нельзя же понимать “Поэтическое искусство” буквально» – и предостерегал от декадентских крайностей, что, однако, действия не возымело. В 1870 г. женился на своей семнадцатилетней возлюбленной. Парижскую Коммуну 1871 г. встретил восторженно и служил в бюро ее прессы. В том же году сблизился с юным, но уже растленным поэтом Рембо (1854–1891) и навсегда выбился из нормальной жизненной колеи. После падения Коммуны Верлен был гоним и скрывался вместе с Рембо в Бельгии, Англии. В ссоре с Рембо на улице Брюсселя выстрелил в него, ранил, тут же был схвачен полицейскими в 1873 г. приговорен бельгийским судом к двум годам заключения. В тюрьме внял увещаниям священника и даже написал книгу религиозных стихов «Мудрость». Вернувшись во Францию в 1877 г., примирился с властью, поселился в селе, искал опору в крестьянском труде и вере. Однако алкоголизм возобладал, и Верлен умер в позорной нищете.

xliv Далай-лама (от монг. «далай» – «море мудрости» и тибет. «лама» – «высший», название монаха в ламаизме) – титул верховного священника и до присоединения в 1951 г. Тибета к Китаю одновременно политического лидера тибетцев.

xlv Медитация (от лат. meditatio – размышление, обдумывание) – психические усилия человека, направленные на достижение состояния глубокой умственной сосредоточенности, отрешенности от внешних объектов, на снижение реактивности человека. Медитация широко применялась в различных религиях, например в пифагореизме, платонизме, неоплатонизме, суфизме и дзен-буддизме. Наиболее известной в наше время системой медитации является йога.