Православие и современность. Электронная библиотека.

xlvi Святитель Григорий Нисский (ок. 335–ок. 394; память 10/23 января) – епископ, учитель Церкви, младший брат свт. Василия Великого. Вел жестокую борьбу против аполлинариан и ариан и был изгнан ими с кафедры. После возвращения из ссылки принимал участие во II Вселенском (381) соборе, на котором восторжествовало Православие. Участвовал в разработке Символа веры, христианской догматики, символической экзегетики. Оставил после себя богатое богословское наследие.

xlvii Платонизм – всякое философское учение, опирающееся на идеи Платона, в первую очередь на противопоставление чувственного мира миру идей; таковым можно признать всякое нематериалистическое учение. Чаще всего под платонизмом подразумевается неоплатонизм, просуществовавший до XIX в., иногда – неопифагореизм, гностицизм и герметизм и др. Свт. Григорий Нисский отличается глубоким знанием философии и свободным оперированием философскими аргументами; наибольшее влияние на него оказали Филон Александрийский и неоплатоники. Сближает свт. Григория с неоплатониками трактовка таких вопросов, как восхождение по ступеням богопознания и экстаз как высшая ступень постижения Бога, соединение души с Богом, представление о Боге как совершеннейшем бытии, благе и красоте. Наиболее близко к платоновскому учение свт. Григория о материи: если устранить из нее ее качества (цвет, форму, запах, твердость и т.д.), то от материи не остается ничего, то есть ее вовсе не существует. Сами же качества материи суть не что иное, как понятия, и ни одно из понятий не есть вещество; они становятся веществом, только когда сочетаются друг с другом.

xlviii Экзегеты (от греч. ???????? – объяснение, толкование) – богословы, занимающиеся трактовкой и объяснением смысла Священного Писания.

xlix Книга душеполезных поучений прп. аввы Дорофея была одной из самых первых и излюбленных книг православного народа. Еще в те времена, когда книги переписывались от руки, на Руси «в монашеской среде XIV–XV вв. очень распространены были сборники поучений на темы монашеской жизни, из которых наиболее авторитетными явились “Лествица” Иоанна Синаита, “Поучения” аввы Дорофея, “Слова постнические” Исаака Сирина» (Лихачева О.П. Стефанит и Ихнилат // Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь / Сост. Л.В. Соколова. М., 1996. С. 213). «Поучения» аввы Дорофея многократно переиздавались. Так начиная с публикации их стараниями прп. Макария Оптинского в 1856 г. до революции вышло десять изданий книги, и с 1990 г. набирает силу новая волна ее переизданий. «Необходимо читать книгу аввы Дорофея и знать ее, как солдат знает пункты военной службы,– писал прп. старец Амвросий Оптинский.– Без сего нет утверждения в духовной жизни».

l Шампольон Жан Франсуа (1790–1832) с двенадцати лет занимался кропотливым трудом по расшифровке иероглифов на Розеттском камне, найденном в Египте наполеоновскими солдатами в 1799 г., когда ему было еще девять лет. В девятнадцать лет стал профессором Гренобльского университета. В 1822 г. сделал в Парижской академии доклад о результатах своей двадцатилетней работы. Считается основоположником египтологии. Умер Шампольон от нервного истощения в возрасте сорока двух лет.

li Досифеи и дорофеи – имеются в виду преподобный авва Дорофей (ум. в 620; память 5/18 июня), автор «Душеполезных поучений и посланий», известнейшей в православной аскетике книги духовных наставлений, и его юный ученик преподобный Досифей (ум. в VII в.; память 19 февраля/3 марта), явивший своей жизнью подлинный образец послушания. Сказание о кротком и смиренном нраве прп. Досифея, покорности его своему авве до полного самоотречения и свидетельство о спасении его души за одно только его послушание содержится в названной книге аввы Дорофея.

lii Саломея – девица, дочь Иродиады, плясавшая на пиршестве в день рождения царя Ирода, который доводился ей и отчимом, и двоюродным дедушкой, и потребовавшая, после того как угодила своим танцем Ироду: Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя (Мф. 14, 6; ср.: Мк. 6, 22). Когда ее желание было выполнено, сама Саломея приняла из рук палача блюдо с головой святого Предтечи и отнесла ее своей матери. Имя Саломеи известно из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (кн. 18, гл. 5, § 4).