Православие и современность. Электронная библиотека.

lxxvi Тантризм (от санскр. «тантра» – хитросплетение, сокровенный текст, магия; так называются священные тексты шактистских сект в индуизме) – связанная с йогой и сексуальными действиями магическая практика, характерная для индуизма (шактизм, шиваизм, вишнуизм), буддизма и производных от них религий. «Тантрические понятия напоминают мифического змея, кусающего себя за хвост, так как обладают способностью беспрестанно превращаться из одного в другое, отчего любой текст всегда имеет двойное прочтение… Каждый тантрический текст также содержит две возможности экзегезы: референтным уровнем одной выступает тайный обряд, приводящий в результате к сексуальному единению с целью просветления; референция другой находится на метафизическом уровне» (Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 1997. С. 82).

lxxvii Лопатин Лев Михайлович (1855–1920) был профессором Московского университета, редактором журнала «Вопросы философии и психологии» и председателем Московского психологического общества. Разработал свою систему психологически окрашенной философии («Положительные начала философии». М., 1886–1891), позиции его близки к соловьевским.

lxxviii Будда (санскр. «просветленный») – Сиддхартха Гаутама, прозванный после случившегосяс ним «просветления» Буддой Шакья-Муни. В 1956 г. буддисты праздновали 2500-летие смерти Будды, однако достоверных данных о фактах его жизни не имеется. Будда отверг учение брахманизма об атмане и утверждал, что во вселенной нет ничего, кроме страдания и угасания. Все космические процессы выводятся из незнания и омраченности, а спасение заключается в прекращении этого незнания, выходе из колеса перерождений (сансары) и достижении абсолютного покоя – нирваны.

lxxix Конфуций (Кун Фу-цзы; 551–479 до Р.Х.) – древнекитайский мудрец, родился в семье военного, в двадцать семь лет поступил на службу в главную кумирню царства Лу и лишь в пятьдесят лет стал чиновником. Под конец жизни собрал вокруг себя небогатых учеников и задался целью сделать их идеальными людьми, во всех случаях жизни ведущих себя безупречно правильно. У Конфуция нет разработки проблем философии, космологии, логики, мифологии. Небо для него не божество, а неопределимое мировое начало. Цель Конфуция – найти срединный путь для человека и человечества, дао, который позволил бы сохранить равновесие между волей неба и земли. Конфуцианство не является религией в строгом смысле слова: оно не имеет жрецов, ритуал в нем совершают ученые чиновники, получающие посты после сдачи экзаменов. Главная добродетель, приближающаяся к религиозному долгу,– это почтительность ко всем, нарушение ее – «единственное кощунство для конфуцианца» (см. упомянутую книгу Элиаде, с. 224). Конфуцианская мораль была основой китайской государственности до 1911 г.

lxxx Шиваисты – индуисты, поклонники бога Шивы. Другое крупное направление индуизма составляют вишнуисты, поклонники бога Вишну, всего лишь десятым воплощением которого считается Будда. Ламаисты – последователи одного из направлений буддизма, воспринявшего бон-по – древние религии тибетцев, представляющие собой разновидность шаманства. Адепты бон-по претендуют на божественное происхождение из страны Шамбалы и имеют своего будду, не Гаутаму. Ламаизм стал государственной религией Монголии в XIII–XIV вв. Ламаистами являются также буряты, тувинцы и калмыки.

lxxxi Махатма (санскр. «великая душа») – особо выдающийся, духовный человек.

lxxxii Хатха-йога (санскр. «ха» означает вдох, «тха» – выдох) – раздел раджа-йоги, система физических упражнений, состоящая из определенных поз (асан) и дыхательных упражнений. Цель этой системы йоги – сделать дыхание спокойным и равномерным и, урегулировав дыхание, перейти к укрощению тела.