Православие и современность. Электронная библиотека.

xcii Маздеизм, или религия магов,– религия населения Древнего Ирана, сосуществовавшая и переплетавшаяся с зороастризмом и имевшая с ним общую священную книгу – Авесту. Верховными божествами у маздеистов являются Ахурамазда – олицетворение добра и Анхра-Майнью – олицетворение зла, позднее к ним прибавился Митра. Маздеизм сводит до минимума роль Заратуштры и допускает погребение знатных людей, тогда как зороастрийцы предоставляют птицам поедать тела умерших, с тем чтобы «нечистый» труп не мог прийти в соприкосновение ни с одной из «чистых» стихий природы.

xciii Мтацминда – гора, которую А.С. Грибоедов называл «самой поэтической принадлежностью Тбилиси». Она возвышается на 400 м. на правом берегу Куры, протекающей через город. К горе проведены подвесная канатная дорога и самый длинный в мире фуникулер. На Мтацминде располагается тбилисский парк культуры и отдыха, а с 1929 г. открыт пантеон выдающихся писателей и выдающихся деятелей Грузии. Первым, по его завещанию, был похоронен на Мтацминде Грибоедов.

xciv Метехи – плато с желто-серой скалой, возвышающееся над Тбилиси на левом берегу Куры. На самой высшей его точке расположены развалины бывшего царского замка, а прямо перед ним, на самом краю плато, стоит древняя придворная церковь Метехской Божией Матери, доныне украшающая город.

xcv Нарикала – крепость на Метехском плато, построенная в IV в. Вместе с Метехским замком была главным военно-оборонительным укреплением Тбилиси. В 1827 г. во время грозы в ее пороховой склад ударила молния; крепость с тех пор не восстанавливалась.

xcvi Святитель Афанасий Великий (298 или 293 – 373; память 18/31 января и 2/15 мая) – архиепископ Александрийский с 326 г., отец Церкви. Он знал все книги Священного Писания так, как иной не знает и одной из них, по словам свт. Григория Богослова. Был близок с прп. Антонием Великим и другими знаменитыми египетскими пустынниками. Принимал участие в I Вселенском соборе, сорок семь лет занимал святительскую кафедру, в тяжелый период арианских смут был единственным православным епископом на всем Востоке, и судьба вселенского Православия отождествлялась с его судьбой. Вел суровую борьбу с арианами и терпел от них непрерывные злоключения, пятнадцать лет своего епископства провел в изгнании, в том числе шесть – в пустыне. Мирно скончался, немного не дожив до торжества Православия на II Вселенском соборе (381). Его учение о единосущии Бога Сына Богу Отцу вошло в Символ веры.

xcvii Князья Трубецкие, Сергей Николаевич (1862–1905) – профессор философии Московского университета и Евгений Николаевич (1863–1920) – профессор философии права в Киеве и затем в Москве, родились в большой (детей было десять) и богомольной семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. С 1886 г. братья были близкими друзьями и продолжателями дела Соловьева. В гимназический период утратили веру в Бога, увлеклись позитивизмом Милля и Спенсера, затем скептицизмом. Под влиянием Шопенгауэра, Достоевского, Хомякова и Соловьева, а также музыки Бетховена братья вернулись в лоно Православной Церкви. С.Н. Трубецкой в 1905 г. в присутствии Государя произнес речь о необходимости ограничения самодержавной власти и в том же году умер от кровоизлияния в мозг, когда приехал в Петербург, чтобы отстаивать право университетской автономии. Е.Н. Трубецкой отстаивал идею независимости Церкви от государства, был инициатором создания издательства «Путь».

xcviii Блок. А. Сочинения: В 2 т. М., 1995. Т 1. С. 298–299.