Православие и современность. Электронная библиотека.

– Вы правы. Духовный мир ближе ребенку, и чем младше он, тем более живо и непосредственно чувствует его. В раннем детстве, когда мне было четыре или три годика и родители оставляли меня одну, я ощущала, что в комнате присутствуют какие-то невидимые духовные существа, что я не одна. Не знаю, видела ли я в реальности эти силы или нет, но память об этом непонятном общении остается у меня и поныне, хотя сегодня и видится мне в других измерениях, более плоских и грубых. Но, что характерно, я, будучи ребенком, чувствовала, что соприкасаюсь с тайной, однако никогда не говорила об этом моим родителям, словно мне было велено молчать.

Духовник заметил:

– Очищение сердца от страстей дает возможность мистически переживать подобные состояния. Помните слова Спасителя: будьте как дети10. Обычно здесь подразумевают детское незлобие, доверчивость и всепрощение. Но мне кажется, что в словах как дети содержится еще один смысл: упростите себя, будьте непосредственны, очищайте свою душу от скверны страстей и греха, которые по природе чужды душе, чтобы к вам вернулись мистическое знание Бога и видение мира.

Дама сказала:

– Я прихожу к вам, чтобы через вас лучше разобраться в самой себе, однако я предпочла бы, чтобы вы не читали ни одной светской книги и даже не занимались бы богословием. Я принимаю ваши слова и советы, но видите, я спорю с вами, а иногда по своей старой привычке перехожу на язык шуток. А если бы вы занимались одной Иисусовой молитвой и отвечали на мои вопросы только несколькими словами, например: «Твои сомнения от диавола», то я, признаюсь, с большим благоговением слушала бы вас. Я уважаю вас и считаю более опытным, чем я сама, и только. Возможно, вы читали книги для того, чтобы помочь таким, как я. Но знайте, вы ошиблись. В наше время немощным и гордым многознайкам помогают не слова, не подробные объяснения, а сила молитвы. Если я решусь на настоящее послушание, то буду искать простого, но умудренного молитвой старца, а вы останетесь для меня только интересным собеседником.

Духовник ответил:

– Вы считаете, что я читал книг больше, чем нужно, в ущерб молитве. Но может быть и другое: у меня не было решимости и твердости для подвига молитвы, и я решил компенсировать это чтением книг. Вы очень любезно напомнили мне, что знание – это внешнее, а мудрость – внутреннее состояние. Вам известно значение слова «иго»? Это длинная палка с иглой, которой колют быка, когда он уклоняется от борозды. Поэтому вы захотели – за что я вам благодарен,– сыграв на моей гордости, погнать меня от внешнего к внутреннему, чтобы я не отстал от старцев-простецов, которых вы хвалите, но почему-то не попытались найти.

Дама сказала:

– Я хотела спросить вас о многом, но вопросы как будто выпорхнули и улетели из моей памяти. К тому же мне кажется, что я своей откровенностью неумышленно обидела вас и вы в глубине души недовольны мной, как учитель непоседливой школьницей, которая не может спокойно сидеть за партой, а постоянно вертится по сторонам и нарушает тишину. Но все-таки разрешите мне через некоторое время снова наведаться к вам.

Духовник ответил:

– Знайте, что я рад вашему приходу и никакой обиды в душе не имею.

Дама сказала:

– В таком случае, доставлю вам вторую радость тем, что ухожу. До свиданья.