Православие и современность. Электронная библиотека.

– Мне кажется, что я все-таки вижу свою греховность и ищу в Церкви исцеления.

Духовник ответил:

– Вы видите только верхушку своей греховности, а корни скрыты от вас. Благодать Божия открывает человеку, что все грехи мира таятся в его душе, и что нет греха, которого при определенных обстоятельствах он не мог бы совершить, и что только благодать Божия, словно рукой, удерживает его над бездной.

Сейчас вам кажется, образно говоря, что вам надо вылечиться, простите, от сыпи на теле, однако затем вы увидите, что ваша болезнь – проказа, а свою душу усмотрите прокаженной, источающей гной и смрад. Но, чтобы увидеть в себе падение всего человечества, нужна та степень благодати, которой вы не достигли и которая укрепляла бы вас в надежде на Бога. Если бы вы теперь увидели себя такой, какая вы есть на самом деле, то впали бы в уныние и не захотели жить.

Дама сказала:

– Действительно, я не могу представить себя хуже Иуды или Саломеиlii. Но все-таки, какую книгу посоветуете вы мне прочитать теперь?

Духовник ответил:

– Попробуйте почитать Иоанна Лествичникаliii, но если с самого начала увидите, что эта книга чужда вам, то закройте и отложите ее в сторону.

Часть 12

В следующий раз дама пришла к духовнику и спросила:

– Вы соскучились без меня?

Духовник ответил:

– Откровенно говоря, нет.

Дама сказала:

– Разумеется, это ваше личное дело. Я думаю, что правда без любви немногим лучше, чем любовь без правды. Вы бы могли все-таки поинтересоваться, жива я или нет.

Духовник ответил:

– Я не соскучился без вас, потому что посещал вас, притом ежедневно: посещал, поминая ваше имя в своей молитве. Значит, я духовно встречался с вами; беседа по сравнению с молитвой – это нечто внешнее.

Дама сказала:

– Я как раз и пришла поговорить с вами о молитве. В прошлый раз вы сказали, что лучше всего изложено учение об Иисусовой молитве в Евангелии. Я нашла там указание о молитве Спасителя, но подробного изложения этой молитвы не обнаружила.

Духовник ответил:

– Это имя звучит в каждой строке Евангелия. Все Евангелие основано на имени Иисуса Христа, так как имя означает личность. Все Евангелие вмещается в слова: «Иисус Христос, Сын Божий, пришедший спасти мир». А Иисусова молитва – это те же слова, только обращенные в молитве к Богу душой, поверившей, что Иисус – ее Спаситель.

Дама спросила:

– Значит, Евангелие и имя Иисуса Христа – это одно и то же?

Духовник ответил:

– Евангелие – имя Иисуса Христа, открытое миру. А Иисусова молитва – Евангелие, сжатое до восьми слов. Евангелие учит Иисусовой молитве, изменяя сердце человека, делая его способным к восприятию имени Иисуса Христа. Ведь молитва – это не только повторение слов, но уподобление Тому, Кому молишься.

Дама спросила:

– Евангелие начинается родословием Иисуса Христа, списком имен, которые мало о чем говорят мне. Какое отношение имеют к Иисусовой молитве библейские имена от Авраама до Иосифа? Откровенно говоря, читая Евангелие, я пропускаю их.