Православие и современность. Электронная библиотека.

Духовник ответил:

– Первая молитва для мирян – это призывание Святой Троицы. Осените себя крестным знаменем со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Затем скажите: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». После добавьте несколько слов от себя, например: «Господи, научи меня молиться», «Господи, помоги мне молиться», «Господи, даруй мне молитву». Потом читайте начальные молитвы от Царю Небесный до Отче Наш и после этого не спеша произносите Иисусову молитву, стараясь соединить ум с каждым словом. Если ваша мысль отвлечется от молитвы, то возвращайте ее назад, как мать тянет за руку домой слишком резвого ребенка.

Дама продолжила:

– Иисусова молитва, как вы знаете, для меня не внове. Я уже занимаюсь ею, вернее, пытаюсь заниматься. Вначале молиться было легко. Я удивлялась, как люди могут жить без внутренней молитвы, если можно так сказать, я наслаждалась ею. Но затем моя душа стала охладевать. Собственное сердце показалось мне каменным дном, по которому недавно струился ручеек, а теперь стал оскудевать и исчезать. Проходили целые недели, а я даже не вспоминала о молитве. Потом начинала снова молиться, но помыслы, как рой жужжащих ос, кружились над моей головой. Затем стали возникать какие-то странные искушения: люди, словно сговорившись друг с другом, восстали против меня. Я начала замечать какие-то нелепые мысли, иногда припадки необъяснимого раздражения. Я знала, что Иисусова молитва несет человеческой душе мир и покой; а тут я точно пробудила какие-то темные силы, живущие не то в моем сердце, не то вне меня, и они вступили в борьбу со мной. Я чувствовала, что диавольские мысли смешиваются с моими: например, я иду по улице мимо магазина, и вдруг какой-то голос говорит мне: «Возьми камень и разбей витрину». Я задаю себе вопрос: нормальная ли я? Или: при виде машины у меня возникает желание, чтобы она потеряла управление и раздавила меня, и тогда все кончится, а что кончится – не понимаю сама. Так случалось несколько раз. Я начинала Иисусову молитву и забывала ее или в страхе перед искушениями отступала от нее. Может быть, теперь дело пойдет лучше.

Духовник ответил:

– Вы читали Иисусову молитву, а жили как язычница.

Дама спросила:

– Как это понять? Я уже давно начала ходить в церковь.

Духовник сказал:

– Вы исповедовались в том, что увлекались теософией и участвовали в спиритических сеансах?

Дама ответила:

– Я исповедовалась в своих грехах, но теософию считала исканием истины. А на спиритических сеансах я присутствовала, потому что там были мои друзья. Серьезного значения я этим сеансам не придавала, но надо сказать, что чувствовала себя после них отвратительно. Уже тогда я интуитивно поняла, что здесь таится какая-то роковая опасность.

Духовник сказал:

– Если вы не исповедовались в этом, то те силы, которые говорили через теософов и показывали «чудеса» на спиритических сеансах, продолжали свободно действовать на вас. Хоть вы и успели выскочить из болота, но грязь, оставшаяся на вас, могла быть очищена только покаянием и благодатью Божией. К тому же вы оставались язычницей, продолжая увлекаться светскими романами и поэзией, которые были вашей второй жизнью. Поэтому в вашем сердце не могла пребывать Иисусова молитва. Господь дал вам ее, как новообращенной, а затем открылись старые раны. Не Иисусова молитва, а противоречие между церковной жизнью и той, которую вы еще вели, создали в вашем сердце внутренний конфликт, который мог окончиться тяжелым нервным потрясением.