Православие и современность. Электронная библиотека.
– А могу ли я принять иночество?
Духовник ответил:
– Многие принимали иночество перед смертью. Здесь главное не годы, а расположение духа. Но сначала вам надо найти духовного руководителя, который сам прошел этот путь и был бы по возрасту не моложе вас.
Дама спросила:
– Разве имеет значение возраст старца?
Духовник ответил:
– Для того чтобы руководить в духовной жизни другими, нужен непосредственный опыт, а также обуздание собственных страстей. Говорить о духовной жизни и чувствовать по благодати Божией, что именно нужно для другой души,– это не одно и то же. Нужно время, чтобы молодое вино перебродило.
Дама сказала:
– Пока вино перебродит, я могу уже умереть и лежать в могиле.
Духовник ответил:
– Поэтому ищите теперь не собеседника, а старца.
Дама сказала:
– Вы так же злопамятны, как и я.
Духовник продолжил:
– Только остерегайтесь двух видов современного лжестарчества.
Дама спросила:
– Каких?
Духовник ответил:
– Младостарцев и старомладов.
Дама спросила:
– А кто из них лучше?
Духовник ответил:
– Вы знаете, надо было бы спросить иначе: «Кто хуже?», ибо одни стоят других. Предпочтительнее выбрать себе старца из монастырских монахов, или хотя бы того, кому довелось пройти монастырскую школу, или, в крайнем случае, старого священника, опытного в духовной жизни.
Дама задумалась:
– А вино от времени не прокисает?
Духовник ответил:
– А вы попробуйте его на вкус.
Дама удивилась:
– Что это значит?
Духовник пояснил:
– Ведь вы читали Иоанна Лествичника, припомните, что он пишет. Сначала надо «искусить», то есть испытать старца, узнать его духовное направление, православие и опытность. Искать старца надо с молитвой, чтобы Господь открыл, указал его. Хорошо, если наша душа сама открывается перед старцем так, что мы можем все рассказать ему, обнажить перед ним тайники своего сердца и памяти. Не надо искать в старце особых духовных даров – таких, как прозорливость или чудотворение, достаточно, чтобы он был молитвенником о вас. Есть монашеская поговорка: «Не ищи прозорливого, а ищи благочестивого».
Дама спросила:
– А какие свойства характера несовместимы со старчеством?
Духовник ответил:
– Постоянная ложь, позерство и внешняя помпа, которая обличает страсть тщеславия; излишняя строгость, которая может надломить душу, и излишняя ласковость, которая может расслабить ее и перевести отношения со старцем на душевный уровень; внешнее кичливое многознание и увлеченность общественной деятельностью; незнание Евангелия и творений святых отцов, аскетики; погруженность в мирские дела и житейские попечения, заполняющие все время; безразличие к внутренней жизни своих духовных чад и, конечно, советы, несогласные с духом Евангелия и святоотеческими наставлениями.