Православие и современность. Электронная библиотека.

Дама сказала:

– Если я вас правильно поняла, то для Иисусовой молитвы необходимо оградить себя от внешних впечатлений, не прикасаться к старым ранам, отгонять помыслы, как, я помню, однажды на лесной даче своей подруги целый вечер отгоняла веером комаров. Надо перед началом молитвы просить у Бога благословения на молитву и стараться произносить ее, особенно имя Иисуса Христа, с благоговением.

Духовник ответил:

– Не назначайте сроков, когда, по вашему мнению, вы сможете добиться успехов в Иисусовой молитве, но скажите себе, что ради Господа готовы всю жизнь трудиться над ней в надежде, что Бог дарует ее вам хотя бы перед смертью. А теперь продолжайте искать наставника, который, помимо иных необходимых качеств, имел бы еще седую бороду.

Дама сказала:

– Несколько лет тому назад я забегала в Дидубийскую церковьlvi, чтобы услышать хотя бы несколько слов от митрополита Мелхиседекаlvii. Он был очень умным человеком и простым в обращении. Но когда его избрали патриархом, такие встречи стали для меня невозможными. Однако простите, что я задержалась на пороге.

Духовник заключил:

– Продолжайте искать старца. Может быть, он скрывается от мира, но ваше сердце откроет его вам. Желаю вам успеха.

Часть 15

Через несколько дней дама пришла к духовнику и стала жаловаться, что ее снова постигла неудача. В церкви она услышала об одном протоиерее, который проповедует о духовном христианстве и рассказывает о разных чудесах, произошедших в его жизни. Дама заинтересовалась этим человеком, и, хотя прежний теософский опыт отбил у нее охоту к сверхъестественным феноменам, она подумала, что ведь в самом христианстве есть явления духовных сил и откровения невидимого мира. Вот ее рассказ.

– Может быть, этот священник обладает особыми харизмами, и было бы обидно пройти мимо человека, наделенного духовными дарованиями и живущего рядом с нами, подумала я. И пошла в церковь, где он служил. Литургия уже закончилась, но народ долго не расходился. Люди, собравшись группами, о чем-то оживленно беседовали между собой. Как я поняла, здесь шла речь о новом чуде. У какого-то мальчика на спине появились письмена на неизвестном алфавите, хотя некоторые подозревали, что это просто сыпь. Священник собирался заснять спину ребенка, а фотографии показывать прихожанам. Но, кажется, мать запротестовала, сказав, что он простужен и надо отложить снимки до тех пор, пока он выздоровеет.

Наконец храм опустел, и я попросила священника уделить мне несколько минут. Он сначала расспросил меня, кто я, откуда и в какую церковь хожу. Когда я стала отвечать ему, то он грустно улыбался и смотрел на меня с состраданием. Затем он сказал: «Конечно, хорошо, что вы посещаете храм, но должен вам сказать, что люди, имена которых вы назвали,– это внешние христиане. Им кажется, что они понимают Евангелие, но на самом деле они видят только его оболочку». Я решила спросить его об Иисусовой молитве. Он ответил: «Это дело монахов» – и тотчас, перейдя на другую тему, спросил меня, какие сны я вижу.

Я ответила, что не пробовала запоминать или записывать свои сны и что обычно забываю их в то же утро. Священник сказал: «А вы не помните, какой сон видели этой ночью? Ведь не просто так вы пришли ко мне». Я ответила, что видела какой-то сумбур: помню лица моих знакомых, как будто я куда-то собираюсь. Он спросил: «А какие это знакомые?». Я ответила, что это мои друзья молодости, а одна – сварливая соседка. Священник сказал: «Теперь все понятно. Под видом друзей вам явились Ангелы; путь, в который вы собирались,– это ваш приход сюда; сварливая соседка – нечистая сила, которая удерживала вас, а в будущем будет сеять в вашем сердце сомнения».