Православие и современность. Электронная библиотека.-Архимандрит Лазарь-Грех и покаяние последних времен-По благословению

Хотя колдуны используют теперь христианскую терминологию, даже некоторые берутся лечить только крещеных, но это лишь уловки, "овечьи шкуры" на волках: где нет проповеди покаяния и учения о вечной жизни, там и быть не может ничего церковного, ничего христианского, ничего Божиего. Самые "молитвы" колдунов нисколько не похожи на церковные, но исполнены всякой темноты, загадочности, мрака и явной бессмыслицы. Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы /1 Ин. 1, 5/, где всякая тьма, там Бога нет!

Бывает, что эти колдуны облегчают болезни или являют какую-либо другую "чувствительную помощь", но это происходит по пословице: "голову вытащили – хвост увяз". Только они одно излечат, другое заболит, человеку становится то лучше, то хуже – и он ходит и ходит к таким "целителям" -губителям, попадая под сильнейшее влияние бесов. С бесовскими "лекарями" не следует даже шутить и любопытствовать о них, нельзя "ради интереса" ходить к гипнотизерам и смотреть телесеансы подобных опытов. Малейшее внимание, даже еще и без сочувствия ко всякой бесовской "кухне", может иметь для нас роковые последствия и в этой, и в будущей жизни. Само такое "любопытство" – это уже тяжкий грех против христианской веры и совести, оскорбление Всемилостивого Отца Небесного, презрение и неблагодарность к Нему.

(Составлено по статьям священника Т. Алферова "Об исцелении души и тела" /серия "Не участвуйте в делах тьмы". Вып. 1. СПб. 1990/ и Г. Шевкунова "Не участвуйте в делах тьмы", ЖМП. 1989. № 12.)

Восточные культы

В наш век особенно усилился еще один лютый враг христианства, который жаждет, если б мог, пронзить самое его сердце, враг коварный, льстивый и весьма преуспевающий в своем зле, – это индуизм и иные восточные культы. Как никогда распространяется влияние восточных идей в некогда христианских странах, особенно волна их захлестнула Америку, но теперь этими учениями заразилась молодежь почти во всем мире. Среди современного поколения необыкновенно популярны восточные "мудрецы", индийские гуру, тибетские ламы, японские учители дзен-буддизма и т.п. наставники восточных религий, которые уже становятся "местными" и в нашей стране вслед за Западом, давно плененным ими. В последние времена эти явно враждебные христианству учения стали старательно скрывать свою враждебность, заменяя терминологию, говоря о единых целях всех религий, внушают всем, что разногласия между верами только внешние, суть же их одна, все они истинны и должны обогащать одна другую, а не отрицать. Учители подобного направления стремятся усиленно вовлечь в свое безумие и христиан во всем мире, именно на нашу веру и покушаются они прежде всего – для этого избирают слабые стороны современных христиан, изобретают разные обманы и хитросплетения слов, чтобы соблазнить ими насколько возможно и верных. Коротко рассмотрим здесь основные черты распространенных ныне учений. При этом они каждый день могут менять термины и некоторые формы обрядности, менять свой вид и цвет, как хамелеоны, подстраиваясь под дух времени, лишь бы соблазнить большее число душ, – суть же и цель всех этих "духовных" сетей и ловушек всегда одна: увести человека от познания Истинного Бога, от покаяния, любой ложью достичь прелестного "покоя" и безблагодатного "блаженства", усыпить и успокоить совесть без исповедания грехов, отвести от переживания, осознания своего падшего состояния, сокрыть истинное болезненное положение души, создать иллюзию "духовного" и физического здоровья, счастья, на самом же деле оставляя человека в состоянии обреченности на вечную смерть. Все эти учения есть духовный наркоз, который не лечит, но отнимает чувство боли (а ведь боль есть напоминание уязвленного организма о своей болезни, прошение его о врачебной помощи, не будь ее – болезнь оставалась бы незамеченной и развалилась бы беспрепятственно).

Восточные религии внушают больному человеку, что он здоров, пробуждают в нем веру в свои совершенство и божественность, питают гордыню, по действию злых духов щедро одаривают его самыми изысканными и приятнейшими "духовными утешениями", "видениями", переживаниями "блаженств", "покоя", "мира" и "бесконечности". Все это способствует широкому распространению этих верований. Вступающий на путь подобных религиозных опытов вскоре начинает ощущать на себе их явное действие, видит в себе многие изменения к "лучшему" – он, как ему кажется, становится спокойнее, увереннее в себе, бодрее, даже радостнее, примиряется с ближними и т.п., но это плоды глубокой прелести, дворец этот выстроен на ложном основании – на песке гордыни, самоупоения, лести себе, на обожествлении самого себя. Но этого обманутый человек никак не захочет принять, он видит только то, что эти упражнения "действуют" и действуют "прекрасно" – значит, "они хороши и истинны". К сожалению, наше православное учение о прелести, подробно и широко изложенное в писаниях св. отцов, так теперь мало известно "христианам" и так ими пренебрегается. В среде же еретиков – католической, протестантской, сектантской – этого учения и в помине нет, и сами они давным-давно состояния прелестные принимают за "чистую воду" христианства. Неудивительно, что такая среда не смогла дать достойного отпора нашествию восточных учений, но многое из них впитала и породнила себе. Православные же христиане в большинстве своем пока еще чувствуют и ясно сознают пагубность и враждебность такого мудрования, но и у нас уже много слабых верой и духовным рассуждением, не хранящихся сего зла.

1. Индуизм

Заманчивость индуизма играет всеми оттенками спектра: там есть все соблазнительное для любого чувства, привлекательное для любой слабости, но особенно для гордыни. Современный индуизм легко расправляется с теми вопросами и недоразумениями, которые вызывают сегодня у маловеров такие догматы Православия, как первородный грех, ад, вечные муки, которые современные люди никак не могут вместить в свои "гуманные" рассудки. Индуизм же дает "интеллектуально-удовлетворительные" альтернативы для каждой христианской догмы: ад, оказывается, "представляет собой только временное состояние, души, навлеченное нашей собственной "дурной кармой" – прошлыми деяниями в этой или "прошлой" жизни – и, разумеется, конечная причина не могла бы иметь бесконечных последствий...", первородный грех превращается в "первородную божественность", человек – в "бесконечного сновидца, видящего конечные сны", проблема мук решается еще проще: боль – это "майя", или иллюзия, она в реальности не существует и т.д.

Современные индуисты стараются внушить, что нет никакой реальной разницы между индуизмом и христианством, что между ними нет никаких разногласий и добрый христианин должен бы стать еще лучшим христианином, изучая и практикуя веданту (мистический индуизм). Пытаются доказать, что Логос и крест в действительности ведут свое происхождение из Индии, а-те идеи, которые присущи индуизму: перевоплощение, переселение душ и самадхи (транс) – можно найти и в христианских писаниях при условии "правильного" истолкования, что никакой разницы не существует, все "одно". Они укоряют христианство в том, что оно слишком дорожит своими догмами; что необходимо освободиться от "застывших догм", и тогда эти религии смогут обогатить одна другую.

К сожалению, не многие понимают, что сам индуизм есть также система догм, только противоположных христианству, – все, что почитают христиане или индуисты, вытекает из их догматов. А индуистские догматы – прямое отрицание христианских догматов, отсюда заключение: то, что христиане считают злом, индуисты считают добром, и наоборот: то, что индуисты считают злом, христиане считают добром. Самый страшный грех для христианина есть самое высшее осуществление добра для индуиста. Христиане всегда признавали гордыню главным грехом, источником всех остальных грехов.. Отцом этого зла был Люцифер: взойду на небо, я выше звезд Божиих вознесу престол мой... взойду на высоты облачные, буду подобным Всевышнему /Ис. 14, 13-14/. На более низком уровне именно гордыня обращает достоинство человека в порок. А для индуиста вообще, для адвайтиста и ведантиста в особенности, единственный "грех" – это неверие в то, что ты сам и человечество и есть Сам Бог. Один из современных проповедников веданты – Свами Вивекананда1 заявил: "Вы еще не понимаете Индии! Мы, индийцы, в конечном счете – человекопоклонники. Наш Бог – это человек! Доктрина мукти (спасение) заключается в следующем: человек должен стать божественным через осуществление божественного..."

Итак, догматы индуизма и христианства, поставленные лицом к лицу, отрицают взаимно друг друга во всем, что касается природы Бога, природы человека и смысла человеческого существования.