Православие и современность. Электронная библиотека.-Архимандрит Лазарь-Грех и покаяние последних времен-По благословению

3. Дзен-буддизм

Очень сходен с техникой индийской йоги, из которой он в конечном счете и произошел. Здесь есть и та же поза, и методика дыхания, и повторение священного имени в сочетании с другими приемами, своеобразными и свойственными только дзен. Цель этих приемов точно такая же, как и в йоге: исключить рациональное мышление и достигнуть состояния спокойной безмолвной медитации, проникнуть в "центр собственного существа", "лишенные образов и звуков созерцания", в "глубокое и прекрасное царство психической жизни", в "глубокую внутреннюю тишину". Достигнутые таким образом ощущения несколько напоминают ощущения наркомана.

В наш больной век становится возможным и такое противоречивое явление, как "христианский дзен". Его проповедники говорят об обновлении христианства, они лепят к своему учению наставления православных отцов-подвижников, говорят, что и они ведут также к состоянию "созерцательного безмолвия и покоя", рекомендуют желающим повторение Иисусовой молитвы во время дзеновской медитации...

Какое множество в сегодняшнем мире введенных в заблуждение, искренно считающих себя пророками, несущими собратьям своим благо, не догадывающихся, что влекут их к психической и духовной погибели!

Из всех современных восточных учений дзен, возможно, – самое интеллектуально-изощренное и духовно-трезвое учение: его идеи о сочувствии и о любви к "космическому Будде", быть может, – самый высокий религиозный идеал, которого может достигнуть человеческий разум, но без Христа. Трагедия дзен в том и заключается, что в нем нет Христа, а значит – нет спасения, и сама его изощренность и трезвость препятствуют последователям этого учения искать спасения во Христе.

Дзен фактически не имеет теологического фундамента, он опирается на "опыт", и таким образом впадает в то самое заблуждение, что и индуизм: если нечто действует и приносит "мир" и "гармонию", значит оно истинно и хорошо! Дзен обращается к тонкой гордыне тех, кто полагает, что может сам себя спасти и поэтому не нуждается ни в каком спасителе, кроме самого себя.

В последнее время уже появляются новые дзен-буддистские монастыри, где очень серьезно и глубоко изучают эту религию. Даже обсуждение "духовных" вопросов дзен-монахами удивительно напоминает дискуссии между серьезными православными мирянами и монахами, воззрения их выглядят убедительно искренними. Казалось бы, такой дзен-буддизм может дать сегодня почти все новообращенному религиозному искателю наших дней, за исключением Христа, Истинного Бога и вечного спасения, которое лишь Он один может даровать.

Возвращаясь к конечной цели распространения в наши дни восточных культов – созданию универсальной религии, дзен здесь, видимо, должен сыграть немалую роль. Итак, пусть нам послужит предостережением: религия будущего будет не просто культом или сектой, но могучим и глубоким религиозным течением, которое будет абсолютно убедительно для ума и сердца современного человека.

Можно привести множество других примеров восточных культов, каждый год приносит перелицовки старых учений, но сказанного, думаем, достаточно, чтобы понять, что кришнаизм, различные виды медитаций, йоги, разные "мирские культы самосознания" и многое множество их разновидностей – все эти движения и поиски "духовности" не имеют ничего общего с христианской традицией, но являются продуктом восточных языческих религий и современного спиритизма. Православным христианам категорически запрещается соприкосновение с ними! Нарушение этого запрета крайне пагубно, так как "духовные" переживания и таинственные "прекрасные ощущения", которые дают эти разнообразные медитации, – это вступление в "космические духовные области", где глубинные стороны человеческой личности вступают в контакт с настоящими духовными существами – демонами, падшими духами, которые всегда, как рой ос, вьются вокруг человека, ища его преткновения. "Посвящение" в опыты духовного мира вовлекает человека в нечто неподвластное сознательному контролю его воли, человеку уже чрезвычайно трудно выпутаться из сети нежелательных психических переживаний.

4. Каратэ, кунфу и т.п.

Такое "новое религиозное сознание", которое намного опасней всех ересей прошлого, становится врагом христианства. Поначалу "духовные" опыты восточных культов как будто добры или "нейтральны", но затем преподавателями их совершается закономерный переход к опытам странным и пугающим, в конце концов приобретающим, несомненно, демонический характер. Даже чисто физическая сторона таких психических учений, как йога, таит в себе опасность, так как они предрасполагают человека к психическим настроениям и опытам, что и является первоначальной целью йоговских упражнений, из которых они происходят; примерно то же самое можно говорить и о таких ныне весьма распространенных восточных школах, как каратэ, кунфу, дзюдо и т.п., где также под видом спорта, упражнений для развития в себе каких-то скрытых возможностей – телесных и психических – на самом деле идет серьезная духовная обработка личности человека, затрагивающая самые глубины его души и сердца. Эти занятия едва ли не более опасны для души, нежели ранее перечисленные бесовские учения. Конечно, и здесь сам учащийся не понимает глубинного смысла всех тех экзотических действий слов, поз, криков, которыми сопровождаются все сии упражнения. Многие из современных "христиан" возмущаются, когда священник начинает требовать от них категорически оставить подобные занятия. Они не видят ничего нехристианского в каратэ, кунфу, йоге и т.д.: "Ведь это всего лишь древняя мудрость, наука древних о совершенствовании наших телесных и душевных возможностей..." Что отвечать на такие заявления?!

Мы, христиане, знаем только одну истинную науку о совершенстве, также и науку о нашем падшем и расстроенном состоянии, знаем и подробнейшее учение о всех сторонах жизни (и внутренней и внешней) – это есть учение Христово, всегда обильно и щедро распространяемое и громко провозглашаемое святой нашей Церковью. И мы, христиане, хорошо знаем, как злонамеренно и неусыпно бродит возле каждого человека дьявол, "яко лев, рыкая" и "ища кого поглотить"; и всякое "великое" учение, сопровождаемое "знамениями", "сообщенными дарованиями", "нечеловеческими возможностями", в котором не проповедуется Христос, есть порождение этого лютого злодея – дьявола. Чему учат перечисленные "спортивные" занятия? Это ясно каждому, если перестать врать себе, – убивать или же жестоко калечить своего противника голыми руками! Тут опять начинают обычно спорить, утверждают, что это "искусство обороны", что первым каратист или кунфуист не нападет на человека и т.п. При этом в состав упражнений входят вещи, которые должны бы вызывать "легкий" ужас у смиренного христианина, воспитанного на заповедях евангельских и обучающегося тому, чтобы достичь кротости, незлобия, любви к врагам, и тому, чтобы подставить бьющему под удар лицо: так, кунфуист упражняется над тем, чтобы, например, молниеносно нанести удар сопернику и двумя пальцами руки, пронзив грудь его, вырвать из нее сердце; при "совершенном развитии телесных возможностей" это проделывается столь мгновенно, что убитый падает замертво, не успев осознать, что произошло. Существуют подобные приемы для вырывания у ближнего печени и других жизненно важных органов. При этом ударе убийца должен прежде сосредоточиться на некотором таинственном источнике энергии или сил "кими" (он находится где-то в области чрева), которая – по учению некоторых школ – и придает такую сверхчеловеческую силу удару и перетекает при нанесении его на противника (о происхождении этого источника не говорится ничего). При ударе каратист или кунфуист издает страшный вопль, дающий будто возможность сконцентрировать эти внутренние силы (если прислушаться к такому воплю и попытаться подобрать соответствующий ему оттенок настроения, то наиболее всего он напоминает вырвавшийся на свободу сгусток сконцентрированной ненависти, которая, как яд змеи, долгими тренировками складывается в какой-то мешочек под сердцем у такого человека). На таких уроках часто ученику предлагается делать нечто напоминающее восточные религиозные ритуалы, о которых говорилось ранее: становиться на колени и складывать в таинственной позе руки, здесь предлагается опять же что-то вроде медитации, многое таинственное и непонимаемое самими учащимися должны они проделывать со своим телом и душою.

Что же на самом деле совершается на этих занятиях? Думаем, что здесь происходит призывание в себя, в свое тело нечистого духа – беса, силой которого и совершается действие крайне мощное и превосходящее человеческие возможности. Беда в том, что в наши дни люди мало знакомы с истинным учением о падших духах и явно не принимают всерьез как существование этих духов, так и их способностей. Нам же, православным христианам, из подробнейшего учения и разъяснения наших св. отцов Церкви хорошо известно не только то, что злые духи легко приходят на всякий зов к ним, но и то, что они имеют способность проявлять великую физическую силу, могут легко передвигать любые тяжести, творить великие знамения и чудеса. Многим из нас и из житейского опыта известно, какую силу иногда дают бесы так называемым "одержимым", "бесноватым" людям, в которых вселяется и начинает над ними властвовать злой дух, как иной раз хрупкую с виду женщину, одержимую бесом, не могут удержать шесть-семь здоровых мужчин (например, во время отчитки в церкви) или как такие люди рвут крепчайшие веревки и цепи, которыми их связали. Когда же злой дух оставлял несчастных, то они физически оказывались крайне слабыми. Так что злые духи-бесы – с радостью и легко растерзали бы весь род человеческий, если бы не Милосердный наш Господь, Который не допускает этого. Когда же люди сами начинают искать и призывать эту злую силу, то тут уже и Бог попускает человеку быть обольщаемым врагами рода нашего.