Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

По сл. пер. Ч. I. Сл. 9.

И с течением времени не предавайся нерадению; потому что враг влагает в иных похоть, по прошествии долгого времени от принятия ими монашеского образа, чтоб брат, не устояв против приятности удовольствия, бежал с своего поприща. А ты, возлюбленный, как старающийся угодить Богу, будь долготерпелив; ибо Апостол говорит: аще и можеши свободен быти, больше поработи себе (1Кор.7:21).

Посмотри на древние роды, и увидишь, что все святые достигли обетований постоянным и долгим терпением. Поэтому будем каждый день побуждать себя, чтоб и нам с ними наследовать царство небесное. И во первых, патриарх Иаков не четырнадцать ли лет работал за Рахиль Лавану Сирианину в Месопотамии, и в зной дневный, и в ночный мраз? Подобно и возлюбленный Иосиф не многие ли годы был рабом в земле чужой?

Ибо написано: Иосиф же бяше седминадесяти лет, пасый овцы со братиею своею (Быт.37:2); и еще говорится: Иосиф же бяше лет тридесяти, егда предста Фараону (41:46). Подобно и раб Господень Моисей сорок лет жил в земле Мадиамской. И сыны Израилевы через сорок лет взошли в землю обетования. Подобно и доблестный муж Даниил с тремя отроками, которые верою и пламень пещный обратили в росу, терпел рабство, скорби и укоризны в земле чужой; но тем они и спаслись.

А мы не терпим и малого злострадания; по неверию нашему удаляется от нас терпение. Так предался ты печали, как будто, утратив чужой залог, отводишься в плен. Придай себя ревности о Господе, и мужайся, как верный, чтобы от великой печали не утратить тебе душевных сил и при конце не каяться. Представь себе, возлюбленный, тех, которые подвергаются истязаниям в изгнании, в рудокопнях и в горьком рабстве, и подчинись настоятелю своему о Господе.

Если даже и по человечески судить о том рабстве, какое терпишь ради Господа; то подвергшийся бесчестию за царя, и самую обиду не вменяет ли тебе в похвалу? Но может быть скажешь, что дело сие трудно. Увы мне грешному и непотребному рабу! Если не соглашаешься терпеть труда ради Господа; то для чего же оставили мы мир? Кто, возлюбленный, столько достоин и, блажен, чтоб пострадать за Пострадавшего ради него?

Не многое даешь ты от себя, возлюбленный, но получишь многое. Терпения же имеем потребу, да волю Божию сотворше, достигнем обетования Его (Евр.10:36); ибо претерпевый до конца той спасен будет (Мф.10:22).

Поучение 10

По сл. пер. Ч. I. Сл. 10.

Не расслабевай, брат, от приходящих тебе помыслов; ибо это - начало борения. Бери себе урок с дождевого водоема. Вскоре после дождя, когда благословение дождевное только что собрано в водоем, вода бывает сначала мутна, но чем более проходит времени, тем чище она делается. Впредь, возлюбленный, не расслабевай; ибо написано: потоцы беззакония смятоша мя (Пс.17:5)

; и в другом псалме говорится: яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися (Пс.87:4). Почему говорит еще: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек (Пс.117:6). Итак, когда придет тебе на мысль лукавый помысл, воззови ко Господу со слезами, говоря: "Господи, будь милостив ко мне грешному, и прости меня, Человеколюбец! Отгони от нас лукаваго, Господи!

" Бог - Сердцеведец, и знает помышления, происходящие от злонравия; но знает также и помышления, бывающие у нас по злобе бесов. Но знай и то, что в какой мере будешь подвизаться и терпеть, работая Господу, в такой будут очищаться и ум твой, и помышления твои. Ибо Господь наш Иисус Христос сказал: всяку розгу о Мне, творящую плод, отреблю ю, да множайший плод принесет (Ин.15:2).

Желай только спастись; ибо Господь любит усильно желающих получить спасение, и содействует им.

Но выслушай и притчу о скверных помыслах. Когда виноградные ягоды собраны с лоз, вложены в точило, выжаты, дали из себя вино, и оно влито в сосуды; тогда вино сначала кипит, как бы разгорячаемое самым сильным жаром, так что и отличные сосуды, не вынося стремительности, разрываются от напряжения. Так бывает и с помышлениями человеческими, когда от суетного века сего и от забот его переходят к небесному.