Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

По сл. пер. Ч. I. Сл. 11.

Пока есть еще у тебя время, брат, подвизайся, как добрый воин Христов, зная, что подвизаешься не о тленном венце, но об очищении грехов и о жизни вечной. Посему во всех делах своих приобрети себе смиренномудрие, которое есть матерь послушания. Сбрось с себя двоедушие, и во всем облекись верою, чтобы Господь, видя ревность души твоей, укрепил тебя в деле.

Питай в себе сильную ненависть к лености, к соперничеству, ко всякому злонравию и зависти, так как для Господа оставил ты плотских родителей, друзей и имение. Ибо если в начале расслабят тебя помыслы, то потерпишь и утомление и ущерб. Итак, если когда случится нам для Господа и изнемочь несколько, или даже и сверх сил, не будем роптать. Ибо кто ропщет, тот явно о себе дает знать, что трудится не по собственному изволению.

Ты, как мудрый, не состязуйся с нерадивейшими братиями, и не ревнуй проводящим жизнь не богобоязненно, твердо зная, что падающий разбивается, а побеждающий венчается.

По крайней мере, не ссорься с братом своим; ибо не знаешь, что, может быть, тревожит его какая-нибудь неизвестная тебе страсть, и потому он немощен. О таком человеке надобно нам более сострадать и утешать его, а не оскорблять, как несострадательным.

Ты же подвизайся подвигом добрым, зная, за чем пришел. Вот теперь у тебя благоприятное время собрать неистощимое богатство служением братии и плодоношением. Посему, возлюбленный, если на дворе не даешь накопляться нечистотам, то не давай и внутри себя усиливаться плотским пожеланиям. Но когда выметаешь золу из поварни, с великим смиренномудрием делай это, помня, что говорит Пророк: пепел, яко хлеб ядях, и питие мое с плачем, растворях (Пс.101:10).

Размышляй, возлюбленный, о тленном огне, а вместе возводи ум к вечному пламени, который пожрет грешников, и плачь о своих грехах, а также о мне грешном, чтобы отпущение грехов даровал нам Господь. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 12. О некичливости

По сл. пер. Ч. I. Сл. 12.

Если, отрекшись от суетной жизни, вступил ты, брат, в обитель великого числа братий, и игуменом передан на руки другому монаху, который бы учил тебя добродетельным подвигам, то не думай говорить или делать вопреки своему старшему, помышляя в себе что-нибудь неприличное, и говоря: "оставил я богатство, домы, поля, рабов и все вменил в уметы, да Христа приобрящу (Фил.3:8)

, а этот не имел у себя никакой собственности, и, что всего вернее, пошел сюда от нужды; ужели же пред ним буду смиряться; и дойду до такого уничижения? Разве от голода я здесь?" Не держи в себе таких мыслей, возлюбленный; слова сии исполнены гордыни. Напротив того, представляй в уме, что общий наш Владыка Христос для нас смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил.2:8).

Разумей, яже глаголю: да даст убо тебе Господь разум о всем (2Тим.2:7). Два борца пришли вместе для борьбы, и один был одет в светлую одежду, а другой в убогую. И так светлую ли одежду употребит в дело борец во время подвига, или скорее противоборник в деле с противником воспользуется пособием мужества и искусства, соединенного с силою? Или как осмелимся просить у Бога отпущения прежних своих грехопадений, не забыв еще прежнего образа жизни?

Или как облечемся в новаго человека, созданнаго по Богу, не совлекшись человека ветхого, тлеющаго в похотех прелестных (Еф.4:22.24)? Невозможно ветхого совокупить с новым, как сказал Спаситель наш: никтоже приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: отторгнет бо приставление его от ризы, и горша дира будет (Мф.9:16); и еще: ниже вливают вино в мехи ветхи, но вино ново должно влить в мехи новы, и обое соблюдется (17).

Не умудряйся по ветхому человеку; ибо написано: кто хочет мудр быти в вас, в веце сем буй да бываешь, яко да премудр будет. Премудрость бо мира сего буйства у Бога есть (1Кор.3:18.19). Итак возьмись за смиренномудрие, потому что написано: еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк.16:15), чтобы, исправив все хорошо и искусно, иметь тебе похвалу у Бога, и наследовать венец жизни, который обещал Он любящим Его. Ему слава во веки веков! Аминь.