Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

Сколь многих, думаете вы, по отшельничестве их, снова покорил он бесчестным страстям? Сколь многих, по включении их в братство, сделал он отступниками и чуждыми монашеского образа? Посему не должно уклоняться от труда, напротив того, если брат вспомоществует брату, то они не уловимы сетями диавольскими. Мы же скажем словами Апостола: не яко довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога: Иже и удоволи нас служити Ему, при всем нашем недостоинстве (2Кор.3:5.6).

А вам, как доброй земле, да подаст Господь, прияв слово, принести в правде совершенный и обильный плод Христу Спасителю нашему. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 2. Увещание к Богочестию

По слав. пер. Ч. I. Сл. 3.

Христианин ты, возлюбленный, по благодати Божией? соблюдай заповеди Господа нашего Иисуса Христа, и спасешься. Ибо написано: по истине разумеваю, яко не на лица зрит Бог, но во всяком языце бояйся Его и делаяй правду, приятен Ему есть (Деян.10:34.35).

Если же хочешь приступить к строгому житию монашескому, чтобы достигнуть большего совершенства; то, пока не положишь в уме своем, что ты преставился уже от жизни сей, и не будешь на мир сей и на славу его взирать как на разоренную кущу, до тех пор не возможешь преодолеть земные страсти и мирские похоти, яже погружают человека во всегубительство плоти и погибель (1Тим.6:9).

Ибо не лжив Сказавший: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою обрести, погубит ю: а иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою (Мф.16:24-26)? Нет труда положить основание, трудно же совершить здание.

Ибо чем выше возводится здание, тем больше представляет оно трудов строителю до самого окончания дела. Послушаем спасительного гласа, который говорит: Кто бо от вас хотяй столп создати, не прежде ли сед разочтет имение, аще имать, еже есть на совершение; да не, когда положит основание, и не возможет совершити, вси видящии начнут ругатися ему, глаголюще: яко сей человек начат здати, и не може совершити (Лк.14:28-30).

У воинов брань кратковременна, а у монаха продолжается до отшествия его ко Господу. Посему надобно приступать к делу со всем тщанием, трезвенностью и терпением. Если, возлюбленный, вознамеришься убить льва: то берись за сие с твердостью, чтоб не сокрушил он костей твоих, как сосуд скудельный. Если ввергнешься в море, не теряй бодрости, пока не выйдешь на сушу, чтобы тебе, как камню, не погрузиться в глубину.

Если вступаешь, брат, в борьбу; будь трезвен, чтоб противник не порадовался, победив тебя, и чтобы тебе вместо венца не получить противного тому.

Итак всякому, кто хочет быть монахом, надобно быть готовым к мужественному терпению, чтобы, по вступлении в монашество, не сказать: "не знал я, что будет это со мною". Вот наперед сделано тебе сие известным, чтобы ты привел в порядок свой помысл, зная, что в сем выкажется твое искусство. Выразумей сказанное, возлюбленный, чтобы тебе не сегодня только, когда стоишь при дверях и спрашивают тебя, говорить: "все буду терпеть", а на утро отказываться от того и словом и делом: ибо Ангелы Божии предстоят и слышат все, что исходит из уст твоих.

Смотри, возлюбленный, никто не принуждает тебя, и если истинно вступаешь в завет, смотри не солги, потому что Господь погубит вся глаголющыя лжу (Пс.5:7).

Итак вот что бывает с приступающим к Богу; сперва искушение, потом скорби, за тем труд, уныние, нагота, страсти, теснота, уничижение. Ибо в сем обнаруживается терпение и искусство верных. Во всем этом препобежцает тот, кто всем сердцем предает себя управлению Божию и пребывает в воле Божией. Бог требует от нас только совершенной решимости, и Сам подает нам силы и дарует победу, как написано: Защититель есть уповающих на Него (Пс.17:31).

И еще говорит: близ Господь всем призывающим Его во истине. Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит и спасет я (144:18).